«Океан Эльзы» заставил оркестр МВД России танцевать в Кремле
Концерт украинской группы «Океан Эльзы» с Симфоническим оркестром МВД России под управлением Феликса Арановского состоялся в Государственном Кремлевском дворце 27 сентября. Выступление задержали на 45 минут из-за огромных очередей на подступах к Кремлю. Многие люди, не привыкшие к такому положению вещей, даже начали сомневаться: «А точно ли официальное начало концерта не на час позже?»
Оркестр МВД России начал со сверхкраткого «Интро», в котором явственно прослеживались украинские фольклорные мотивы. Затем вышли музыканты «Океана Эльзы» и сыграли композицию «Перша пісня» с альбома «Gloria», причем, гитарист Петр Чернявский выдал роскошное хард-роковое соло. «Добрый вечер! Спасибо, что пришли, - поприветствовал зал Святослав Вакарчук. – Нам не очень часто приходится выступать в таких немаленьких залах. Но каждый раз такие штуки нам очень интересны. В таком месте хочется говорить по минимуму, поэтому сегодня мы собираемся преимущественно петь». Гитарист резко перешел на гранж, а Вакарчук, встав к залу вполоборота, принялся совершать изломанные движения, как Джо Кокер.
Когда настал черед песни «Вiльний», вокалист «Океана Эльзы» сказал: «Мы эту вещь не играли очень давно. Так что, если я буду забывать слова, не обессудьте. Те, кто не владеет украинским языком, все равно ничего не заметят. Однако внутренняя совесть мне все равно не позволяет расслабиться». Во время этого номера Вакарчук вел себя крайне импульсивно: он резко выкрикивал припев и ловко запрыгивал на подиум к оркестру. После песни «Susy» перед сценой появилась роскошная блондинка и вручила Святославу Вакарчуку букет цветов. «Все сегодня символично, начиная с площадки», - расплылся в улыбке певец. «Не можу без тебе» прозвучала энергичнее предыдущих номеров за счет напористого соло на трубе. Это раззадорило Святослава Вакарчука, и он продолжил иронизировать по поводу концертной площадки: «Похоже, сегодня рок-концерт все-таки победит это место – хотя, наверное, еще и рано. Нет, на самом деле, все хорошо, я прекрасно слышу себя, а не первые ряды, как это бывает чаще всего». Вдоволь наговорившись, лидер «Океана Эльзы» объявил еще одну редкую песню – «Ікони не плачуть».
В «Ти собі сама» оркестр участвовал по минимуму, а Феликс Арановский развернулся к музыкантам группы и с неподдельным интересом наблюдал за их действиями. Паломничество к сцене девушек с букетами продолжалось, и это дало Вакарчуку повод к новым шуткам. Завидев своего знакомого, он воскликнул: «Ты – мой друг, сидишь в первом ряду, а пришел без цветов. Стыдно! Как ты мог?» Впрочем, тут же перешел на серьезный лад: «Несмотря на то, что мы – интернационалисты, эту песню мы считаем данью всем тем, кто имеет украинские корни». Так была охарактеризована композиция «Друг», первая часть которой состояла из ориентальной вокальной импровизации Святослава Вакарчука, исполненной на пределе возможностей.
Дав оркестрантам небольшую передышку, группа представила небольшой джазовый сет. Помогал ей в этом духовой ансамбль под управлением Дмитрия Александрова. «Это легендарные музыканты, - рассыпался в комплиментах Вакарчук и тут же пояснил свою мысль. – Я не шучу. Хотя мы с Димой и ровесники, играть на трубе он, видимо, начал года в четыре». Во время джазового блока певец разошелся окончательно, прыгая как мячик, спускаясь в зрительный зал и норовя сесть на шпагат. Поднялись со своих мест и многие зрители.
К возвращению оркестра совершенно запыхавшийся певец был вынужден объявить мифическую песню длиною десять секунд под названием «Святослав Вакарчук громко дышит в микрофон». Неудивительно, что, исполняя украинскую народную «Ой, чий там кінь стоїть», он сидел на полу. Впрочем, «Без бою» заставила Вакарчука оживиться. Ее он окрестил песней, которую «знают и ждут абсолютно все – даже те, кто пришел на концерт случайно по кем-то подаренному билету». «Холод» вынудил взять Петра Чернявского и Дениса Дудко акустические гитары, а о «Зелені очі» были сказаны, что она хорошо знакома даже тем, кто на концерт сегодня прийти вообще не удосужился. Самое неожиданное звучание обрела «911». Если десять лет назад ей было присуще электронное звучание, то сейчас в куплетах базовым инструментом оказалась гитара, а в припевы украсились партиями скрипок и виолончелей.
Подводя итог пресловутой «кремлевской теме», Святослав Вакарчук попотчевал зрителей байкой про Джона Леннона: «Когда он выступал в Лондоне – то ли в «Альберт-холле», то ли в «Палладиуме» - он обратился к публике так: задние ряды хлопают, а передние пусть трясут бриллиантами. Я не подписываюсь под этими словами, ведь мы с вами – одна большая семья». Поскольку оркестранты в финальной песне участие не принимали, Святослав Вакарчук призвал их танцевать. Скрипачки в обтягивающих одеяниях томно извивались, бережно подняв инструменты над головой, а чопорные виолончелисты залихватски размахивали смычками, как шашками.
Денис Ступников, InterMedia