Глеб Самойлов и Matrixx – «Треш» ****
«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся 27 сентября.
На пресс-конференции, посвященной выходу этой пластинки, Глеб Самойлов и Снейк довольно потешно прессовали корреспондентку «Нашего радио», не желающего крутить на своих волнах песни с «Треша». Музыканты Matrixx почти искренне недоумевали, почему их новый материал не может украсить репертуар FM-диапазона. Хотя в глубине души они, конечно, догадываются, почему. Даже самый сильный на альбоме трек – «Делайте бомбы», припев которого явно входит в десятку самых запоминающихся рефренов русского рока, - никогда не попадет на радио из-за матерного слова, вполне уместного в песне, но недопустимого для публичного вещания. (Это уже не говоря о злобных куплетах в исполнении самойловского соавтора Алексея Никонова из «Последних танков в Париже».) Более-менее так же обстоят дела и с другими произведениями. В трех из них проскакивает инвективная лексика, опять-таки не режущая слух подготовленным зрителям, но ставящая шлагбаум на пути распространения через радио и телевидение. Ну а там, где мата нет, полно некроманских образов, жестких намеков и кровавых подробностей. «Треш» абсолютно форматен для типичной аудитории Глеба Самойлова, но музыканты не должны строить иллюзий относительно выхода за рамки этого круга. Со второй пластинкой Matrixx окончательно осваивается в роли культовой группы, которая может шокировать постороннего слушателя, но собственной публики ей вполне для счастья хватает.
Начинается альбом с места в карьер: «Шел по маршруту трамвай №2, гроб на колесах, трамвай №2, ехали в нем триста три мертвеца…» Нервный голос Глеба, сообщающего, что «мертвецам здесь рай, а живым – п…ц», оттеняется торжественным альтернативно-электронным аккомпанементом. Красивое вступление к «Космосу» венчает не менее глубокомысленная фраза «космос глубокий, я одинокий». Следующий трек «13» - явный хит, по крайней мере в системе координат группы Matrixx. Глеб Самойлов устраивает здесь отменную вокальную истерику, да и тема располагает: песня посвящена плохой 13-летней девочке – «хватай свои спиды и черное белье, сюда идут менты, сожги мои письмо». В «Я сам» автор – уже довольно предсказуемо – сообщает «я сам умер» и рассказывает о покойниках, могилах и изувеченной плоти. «Опасность» начинается многообещающим инструменталом, но вкрадчивые страшилки Глеба к этому моменту, пожалуй, начинают утомлять. В «Задыхающемся» положение отчасти исправляют блестящие строчки «лучше нету того света, только я живу на этом» и очередные клавишные подвиги Константина Бекрева. В «Космобомбах» в Самойлове просыпается декадентствующий мизантроп, и получается едва ли не самая веселая композиция на диске. Следующей идет песня заглавная, и тут уж лидер группы не скрывает своего презрения и ненависти к людям с первых же строк: «Известно вам, придурки, что давно про каждого снимается кино? Мудацкий фильм». Впрочем, это, пожалуй, самое резкое на пластинке проявление юношеского максимализма, которым был просто пронизан первый альбом Глеба после ухода из «Агаты Кристи» «Прекрасное жестоко». «Планета полицаев» представляет собой небезынтересный микс из яркого социального высказывания и туповатого техно-дэнса. В «Спасибо» Бекрев продолжает развлекаться, играя какую-то магическую симфонию в духе Дидье Маруани и практически не обращая внимания на очередные страдания солиста. Тот напоминает о себе фразами «я живу в самой великой стране, и мама моя улыбается мне» и «на светлое завтра до крови дрочу» в «Детстве моем» и еще более жестким текстом «С чекою в зубах». В композиции «Мы под огнем» Валерий Аркадин вдруг решил сыграть гитарную балладу, однако боевой настрой Глеба Самойлова это намерение практически локализовал. А заканчивается все номером «Делайте бомбы», чей резкий и мелодичный рефрен намертво привязался к рецензенту и принес альбому «Треш» лишний балл в оценке.
Алексей Мажаев, InterMedia