Работа российского «оскаровского» комитета наносит ущерб репутации всей киноотрасли
Пресс-конференция представителей «КиноСоюза», на которой обсудили инициативу создания оргкомитета по реорганизации «оскаровского» комитета России, прошла в «РБК Daily» 3 октября. Поводом для ее проведения послужил скандал в нынешнем «оскаровском» комитете, когда его председатель, режиссер Владимир Меньшов, публично отказался подписать решение выдвинуть «Цитадель» Никиты Михалкова на престижную кинонаграду, настаивая на пересмотре кандидата практически до последнего момента - отправки картины в США. Разногласия в российском «оскаровском» комитете вызвали широкий резонанс даже в зарубежной прессе, передает РИА «Новости».
«Бурная дискуссия показала, что процесс наносит явный репутационный ущерб всей киноотрасли, а процесс принятия комитетом решений и способ формирования «оскаровского» комитета не отражает интересов кинематографического сообщества. Мы убеждены, что национальный «оскаровский» комитет должен быть реформирован на основе представительства всех профессиональных организаций, действующих сегодня в России», - рассказал журналистам председатель «Киносоюза» Андрей Прошкин. Он пояснил, что соответствующее заявление будет отправлено всем организациям, представителям которых предлагается войти в национальный «оскаровский» комитет: двум российским киноакадемиям, Союзу кинематографистов и всем профессиональным гильдиям - режиссеров, операторов, актеров, сценаристов, кинокритиков и продюсеров. Кроме того, в «оскаровский» комитет должны войти обладатели и номинанты премии «Оскар» и российские члены Американской киноакадемии.
Прошкин добавил, что, согласно «весьма расплывчатому» регламенту «оскаровского» комитета, членами национальных комитетов может быть группа представителей любых кинематографических профессиональных организаций, которые могут представлять интересы национального кинематографа, и учредитель для его создания не нужен. «Существующий "оскаровский" комитет не отражает состояние российского кино и киносообщества», - уверен глава «КиноСоюза». С ним согласился режиссер и продюсер Валерий Тодоровский, который назвал комитет "невнятным", так как "никто не может понять, как он работает»: «Кинематографисты ничего не знают про российский «оскаровский» комитет, и главное, это непрозрачная история. Мы предлагаем консолидировать профессионалов, которые могли бы выбирать фильмы от России».
Кинокритик Андрей Плахов рассказал, что проблемы в российском «оскаровском» комитете, который «существует под эгидой киноакадемии «Золотой орел», назревали уже давно, «в комитете не было порядка», зато были «мертвые души». «Этот комитет каждый год может возникать заново. Возможно, получится так, что будет и два комитета», - заявил критик. По его мнению, киноакадемия "Ника" имеет ничуть не меньше оснований для участия в «оскаровском» комитете, чем "Золотой орел". Он также напомнил, что до перестройки фильмы выдвигались госструктурами, потом за это отвечал «оскаровский» комитет во главе с Элемом Климовым, который возглавлял и СК. "Со временем комитет реформировали, и СК возглавил Никита Михалков, возникла академия "Золотой орел", люди оттуда попали в комитет", - отметил Плахов.
В апреле 2010 года двадцать российских кинодеятелей, несогласных с политикой Никиты Михалкова на посту главы Союза кинематографистов России (СК), заявили о намерении создать альтернативный киносоюз. Новый «КиноСоюз», созданный как альтернатива Союзу кинематографистов РФ, свой первый съезд провел в июле этого года.