Ирина Богушевская, Андрей Усачев, Александр Пинегин – «Детская площадка №1» ****
«Мир детства медиа». Релиз диска состоялся в сентябре.
Еще несколько лет назад молодые родители, желающие приобщить своих недавно народившихся отпрысков к музыкальному искусству, покупали mp3-диски типа «77 лучших песен для детей» и радовались, что со времен собственного детства представленные там произведения почти совсем не устарели. Контент умилял взрослых и вполне радовал детей – спасибо Шаинскому, Рыбникову и Кларе Румяновой за наше счастливое, ну вы поняли. Острой необходимости в новых детских песнях не было: время от времени какие-то музыканты (например, Евгений Осин и Александр Зарецкий) записывали специальные детские альбомы, однако без пиара они прошли незамеченными. Когда в конце 2007 года начало вещание «Детское радио», оно тоже вполне удовлетворялось накопленным и проверенным еще в Советском Союзе репертуаром. Но постепенно плейлист пришлось расширять, а то круглосуточные «Пусть бегут неуклюже» грозили слушателям оскоминой. Тут-то радиостанция и столкнулась с дефицитом современных талантливых детских песен. Пришлось ставить в эфир неталантливые. Дело в том, что шоу-бизнес потихоньку протянул свои щупальца и к детям: отсюда и многочисленные детские эстрадные ансамбли, где муштруют будущих звезд (и уже некоторых вымуштровали), и кальки с эстрадных конкурсов «Евровидение» и «Новая волна», только для несовершеннолетних. Репертуар и повадки у этих детей особенные – тщательно копирующие поп-достижения взрослых артистов. Смотреть и слушать это без содрогания тяжело, но некоторые особенно чудовищные хиты этого жанра – например, «Робот Бронислав» - ныне соседствуют с «Чебурашкой» на волнах «Детского радио». И детям нравится: они ведь любят подражать большим и не умеют сами отличать хорошую музыку от плохой.
«Детская площадка №1» - не то чтобы глобальное вложение в наше будущее и гигантский прорыв в области новой детской песни. Но этот проект очень наглядно показывает, каким должно быть нормальное развитие этого сегмента. Нужно, чтобы детской песней занимались интеллигентные, начитанные и творческие, а в остальном совершенно обычные люди. Не сюсюкающие и не мечтающие вырастить из дочери Лолиту Милявскую, а здравомыслящие и способные говорить с детьми человеческим языком. Ну и желательно записывать произведения для детей не в подвале на синтезатор, а на нормальной студии, с умелыми инструменталистами и качественными аранжировками. Все эти обстоятельства сложились в правильный пазл на «Детской площадке №1». Андрей Усачев – лучший детский поэт современности. Классики умерли, живые классики впали в творческий маразм, а Усачев – жив, здоров, плодовит и выбирает для общения с детьми очень здоровые интонации, где находится место и юмору, и абсурду, и серьезным вещам. Александр Пинегин – его напарник, композитор, написавший музыку ко многим стихам Усачева. Они довольно давно начали практиковать совместные концерты и диски, о которых мало кто знал, пока к дуэту не присоединилась Ирина Богушевская. Певица привнесла в проект очень недостающий ему женский голос, а также своих музыкантов и недюжинный энтузиазм, благодаря которому срослись и запись, и красивое издание, и концерты в неплохих залах.
Издание «Детская площадка №1» можно держать на книжной полке и использовать для чтения детям. Но чтобы ребенок развивался гармонично, вложенный в книжку диск тоже нужно ему (да и себе) ставить. Тогда для подросших детей не станет сюрпризом, что в музыке существует не только попса, а еще и джаз, кантри, рок-н-ролл, буги-вуги, фокстрот, мюзиклы, бардовская песня и фолк – отголоски всех этих жанров в том или ином виде присутствуют на альбоме. Песни «После дождичка» и «На большой-большой гитаре» вообще не такие уж и детские, а вполне «общечеловеческие». Богушевская-Усачев-Пинегин перевели «Кукарачу», перепели джазовые стандарты, много раз удачно пошутили и ни разу не впали в воспитательную назидательность. Особым удовольствием (для взрослых) станет знакомство с фольклорными руладами Ирины Богушевской и ее новые опыты в излюбленном жанре мюзикла. А если «Детское радио», чей логотип стоит на задней обложке альбома, не использует по полной программе 20 отличных современных детских песен – то пусть его руководству в кошмарных снах будет являться робот Бронислав.
Алексей Мажаев, InterMedia