«Ленинград» - «Вечный огонь» ****
Sosimc.ru. Релиз диска состоялся в октябре.
«Ленинград» выпустил уже второй альбом после воссоединения, причем между релизами не прошло и полугода. Весной Сергей Шнуров осознавал, что изданную после длительного перерыва пластинку «Хна» (см. МУЗЫКА от 18.04.11) будут изучать чуть ли не с лупой, поэтому хорошо подготовился и нашел чем удивить: вокал в самых запоминающихся песнях был отдан Юлии Коган, ожидаемая социально-политическая сатира в альбом вообще не вошла, а стиль группы из традиционного «ленинградовского» скакнул куда-то в сторону сочной женской эстрады. Словом, удивить удалось. Перед диском «Вечный огонь» такая задача не стояла: в нем если что и удивляет, так это скорострельность Шнурова. А впрочем, что тут особенного? Накопилось девять песен, вполне разноплановых, чтобы объединить их в альбом – вот и издали, если можно применить этот термин к выкладыванию диска в интернет; хотя – почему нет, коли у альбома даже концептуальная обложка имеется.
Песен здесь немного, но всё, за что «Ленинград» ценят, в «Вечном огне» имеется. Основным вокалистом вновь стал Сергей, однако лучшую мелодию он все-таки доверил исполнять Юле Коган (наполовину, ибо «Верность» - это дуэт). «Ленинград» привычно матерится, хотя на этот раз вполне беззлобно, ловко дерет чужие сэмплы и, к облегчению поклонников-интеллектуалов, возвращается к злободневным темам. Первая же песня «Любит наш народ» обезоруживает открытием Америки в поэтическом рефрене «любит наш народ всякое говно, всякое говно любит наш народ»; в куплетах Шнур очень четко перечисляет особенно одиозные объекты этой любви, от Стаса Михайлова до литых дисков к «Жигулям»: «пиво «Балтика»-девятка, на газоне вырыть грядку, в Турцию слетать на б…дки любит наш народ». Нет никаких сомнений, что уничижительный припев наш народ на корпоративах будет голосить особенно вдохновенно. В «Дыме и воде» пародируется не только кусок из «диппапловского» «Smoke On The Water», но и образ жизни олдскульных артистов, которым лысина не мешает носить длинные волосы, а хронические болезни – мешать пиво с анашой. Если же копнуть глубже… а не сатира ли это на уходящего президента с его декларируемой любовью к «классик-року»? Но можно и не копать, а просто послушать песню с многообещающим названием «Зае…ло»: в числе явлений, м-м-м, надоевших усталому лирическому герою, открытым текстом названы Путин, Медведев и Обамино, так сказать, лицо. Патриотический трек «Сила Руси» может послужить ироническим гимном правящей партии, а вот песня «Первое свидание» с ее квазицыганщиной явно предназначена для пьяного застольного разгула – «Ленинград» не забывает о своих корнях и народных предпочтениях.
Шикарную «Верность» можно было бы продать какой-нибудь поп-диве; Шнур же оставил ее себе, точнее, Юлии Коган, по привычке снабдив песню провокационным текстом: «Я не буду торчать без тебя, я не буду сосать без тебя, потому что тебя я люблю». Аналогичные мужские партии в исполнении Сергея Владимировича вокально уступают женским, зато солист в финале неподражаемо повторяет реплику «хорошо», вызывая неожиданные ассоциации с французскими шансонными дуэтами. В жанре межполового диалога выполнена и песня «Когда-нибудь», причем мужчина-Шнур выкрикивает какие-то пьяные скабрезности, а женщина-Коган нежно поет «когда-нибудь ты бросишь пить, я поведу тебя к врачу». В треке «Прогресс (Дельта Невы)» автор затрагивает еще одну фирменную тему – троллинг коллег, - под задорные дудки остроумно перечисляя жанры, в которых пытаются работать земляки: «самый поганый рок, хуже был только блюз, самый поганый рок слушал Советский Союз». Завершающий трек «П…ц» скорее разочаровывает, хотя на вокале там Коган, – но ведь должна же быть на альбоме «Ленинграда» хоть одна немотивированно матерная песня.
Алексей Мажаев, InterMedia