Матисьяху показал кошерный регги убойной мощности
Концерт Матисьяху состоялся 6 октября в клубе «Арена». По слухам, Мэтью Миллер (он же Матисьяху, «Дар Божий») на концертах носит специальные очки, чтобы не искушать себя видом поклонниц, даже на гастролях остается примерным семьянином, не поет песни со словами вроде «Джизас» (зато со словом «Джерусалем» в ладах) и ни за какую мацу не дает концерты после захода пятничного солнца. С концертом нам повезло: ночь с четверга на пятницу оказалась вполне приемлемой для ортодоксального хасида, исполняющего заводной и местами брутальный регги. Темные очки и впрямь были, а проверить достоверность других слухов нам просто не представилось возможности.
Но обо всем по порядку. Концерт начался в 21.30, спустя полчаса после заявленного времени – вполне нормальная практика, ведь очередь возле клуба была помощнее, как говорили очевидцы, толпы желающих попасть на поп-идола Мику, а это о многом говорит. В качестве разогрева была приглашена российская группа «Токио». Видимо, специальным гостем ее сделали по традиции и совокупности заслуг, коллектив уже выступал с Massive Attack и Трики. Пружинистый диско-панк «Токио», вполне уместный в эфире «Радио Максимум», не раздражал, но и не заводил, а вокалист Ярослав Малый (известный девушкам по проекту «Мачете» и мимими-клипу «Нежность») излучал в зал сексуальные флюиды нешуточной мощи, декламируя небезызвестные строки «Когда ты плачешь, помоги мне, я не знаю, что мне делать».
Ровно в 22.30 на сцену поднялся герой вечера. Высокий, сутулый, колоритный хасид: «самый интригующий в мире регги-исполнитель в мире», по оценке журнала Esquire. В чем же заключается интрига, думали мы. Неужели дело только в анекдотическом имидже? Пейсы, кипа, начинающая седеть борода? И… совершенно неуемная энергетика. Признаемся в страшном: студийные записи Матисьяху (а он записал уже три полноформатных альбома), исключая, понятное дело, главные хиты, слушать скучновато: настолько они стерильны, единообразны и безобидны. С одной стороны, тут претензия к выпускающему лейблу (Матисьяху выпускает мейджор – Sony, а не какой-нибудь андерграундный Tzadik), но с другой - сам артист прекрасно понимает, что только вживую эти же песни обретают плоть и прямо на глазах наращивают мясо. Неслучайно в его дискографии – уже три живых «концертника». Выступление впечатлило. В этом заслуга не сколько самого Матисьяху (надо сказать, что фронтмен из него средненький, а частые завывания на идише несколько утомляют), сколько сопровождающих его музыкантов, профессионалов высочайшего класса, втроем создающих мощнейшую стену звука из даба, ню-металла и хип-хопа, и обрушивающих ее на уши неподготовленных слушателей. Звучали и не самые очевидные вещи вроде «Close My Eyes», «Youth», «Sunshine», и безусловные хиты. Где-то посередине концерта Матисьяху не без умысла поприветствовал «Moscow», после чего исполнил «Jerusalem» («Иерусалим, если я забуду тебя, я больше не смогу жечь глаголом»).
На бис Матисьяху продемонстрировал свои впечатляющие таланты битбоксера, после чего предъявил свою «визитную карточку» - «King Without A Crown», во время которой прыгнул в толпу, несмотря на протесты секьюрити, прошелся по рукам, аки Иисус по водной глади, «проплыл» саженками по головам восторженных зрителей и чуть было не потерял кипу.
Завершился концерт трогательным, по мере возможности, хоровым исполнением «One Day», чуть было не ставшей гимном Олимпийских игр-2010 в Ванкувере, а Матисьяху расчувствовался до такой степени, что даже снял свои знаменитые очки и таки улыбнулся фанаткам.
Денис Шлянцев, InterMedia