Александр Ф.Скляр – «Вася-Совесть» ****
«Союз мьюзик». Релиз диска состоится в октябре.
Лет 30 назад наши музыканты на веки вечные разделились на рок и попсу, и с тех пор от любой интеграции наотрез отказываются. Отдельные попытки, конечно, предпринимались, но в общественном сознании остались скорее курьезами. «Звери», несмотря на несколько премий в номинации «лучшая рок-группа», в рок-тусовку не входят, а некоторые нежнейшие песни «Мумий Тролля» не мешают коллективу участвовать в статусных рок-фестивалях. Есть еще инди-поп, который не показывают по телевизору, в связи с чем он тоже автоматически попадает в рок-разряд. Одной из жертв такого непримиримого разделения стал Александр Ф.Скляр, который с молодости прибился к рокерам, да так там и остался. Скляр честно старался играть панк и пост-панк, руководил альтернативным движением «Учитесь плавать», собрал в группу «Ва-банкъ» резких и техничных инструменталистов, чья манера иногда откровенно противоречила неспешной и задумчивой вокальной манере солиста. Дурацкое разделение по стилистическим норкам все эти годы не позволяло признаться, что Александр Ф. по сути является настоящим шансонье. «Настоящим» - это значит не как Михаил Круг или Стас Михайлов, а как Шарль Азнавур или Марк Бернес, например. Они тоже те еще вокалисты, но в их песнях публика ценила (а в случае с Азнавуром ценит до сих пор) тихий душевный разговор, в котором эмоций может быть не меньше, чем в отчаянных воплях у микрофона.
С этой точки зрения «Вася-Совесть» представляется едва ли не самым адекватным альбомом в дискографии Скляра – как сольной, так и групповой. Аранжировки тут наконец-то полностью соответствуют неброскому композиторскому таланту музыканта и его убедительным интонациям. Кроме того, в новом альбоме Александр Ф. не очень увлекается героико-романтической тематикой, характерной для его сольных пластинок. Резвые команданте Че и морячок Костя Шум-и-Гам, конечно, присутствуют в списке заглавных персонажей песен, однако не они здесь главные герои. Самый главный указан в заголовке пластинки. Вася-Совесть впервые появлялся у Скляра на альбоме «Нижняя тундра», записанном по мотивам рассказа Виктора Пелевина (кстати, на новой пластинке музыкант перепел трек с того диска «За гагарой с черным пером»). Затем Вася стал героем еще пары песен и теперь удостоился пронзительного жизнеописания «А зори здесь тихие». Эта фраза в великолепном припеве рифмуется со строчкой «а зоны здесь дикие», а композиция оказалась мастерским десантом Александра Ф.Скляра на территорию русской тюремной песни – причем не блатоватой стилизацией, а эпическим полотном вроде «Священного Байкала» или «Бежал бродяга с Сахалина».
На новом альбоме есть еще несколько треков, в которых фирменная скляровская манера мудрого и пожившего рассказчика заключена в очень точную музыкальную форму: это и печальный «Туман», и неторопливый романс «Помнишь», и «Черные лилии», напоминающие одновременно «Она любила летать по ночам», «Еду я на Родину» и «Падал теплый снег». В песне «Двадцать» автор вспоминает молодость, но этот прием в первую очередь дает ему возможность дать наставления современным 20-летним: вроде банальные и схематичные истины в его устах приобретают какие-то особенные смысл и ценность.
Алексей Мажаев, InterMedia