«Заражение»: чума XXI века ***
Фильм «Заражение» («Contagion», США-ОАЭ, 2011, режиссер - Стивен Содерберг, в ролях – Марион Котийяр, Мэтт Дэймон, Лоуренс Фишберн, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет, Брайан Крэнстон, Дженнифер Эль) выходит в российский прокат 13 октября.
«Заражение» - последняя на сегодняшний день работа Стивена Содерберга, разнопланового режиссера, прославившегося артхаусными малобюджетными проектами «Секс, ложь и видео» и «Шизополис», а затем переключившегося на более-менее голливудскую продукцию со звездами и солидным бюджетом – «Эрин Брокович», «Траффик», многочисленные «Друзья Оушена», кинобиография Че Гевары и так далее. Последнее время Содерберг частенько обещает уйти из кино и заняться рисованием, но – к счастью или к сожалению – его график расписан еще, как минимум, на год вперед.
Содерберг водит дружбу со многими неплохими актерами, часть которых – Дэймон, Пэлтроу, Лоу – можно увидеть и в «Заражении», и именно это, а не сценарий, эффекты или экшн – основная приманка драматического триллера об охватившей Землю смертельной эпидемии.
Вообще «Заражение», конечно же, выходит в прокат как нельзя вовремя: начинаются холода, люди подхватывают простуду, надевают марлевые повязки, чтобы якобы обезопасить себя. В воздухе витают слухи об очередной эпидемии гриппа. Не фильм, а неотступный кошмар ипохондрика, ведь в нем рассказывается о страшном вирусе, передающемся воздушно-капельным путем, а вакцины против него не существует. Поэтому в какой-то момент герои признают, что зараженным на планете оказался каждый 12-й житель.
Вирус привезла из Гонконга (откуда ж еще?!) героиня Гвинет Пэлтроу (ее роль оказалась важной, но скоротечной), она заразила своего сына, но не мужа (иммунитет Мэтта Дэймона почему-то оказался устойчив к азиатской заразе). Первые минут 15-20 зрителю показывают, как болезнь развивается в разных частях мира – неизменно с фатальным исходом.
С развивающейся в геометрической прогрессии эпидемией пытается бороться Центр контроля за заболеваниями (его представляют Фишберн, Уинслет и Котийяр) и врачи разных стран. Неприятный журналист-фрилансер (Джуду Лоу эффектно подпортили прикус) во всем происходящем ищет Заговор мировой закулисы – фармацевтов и правительств.
На фоне глобальной катастрофы зритель наблюдает маленькую семейную драму: раздавленный смертью жены и ребенка мужчина (Дэймон в мешковатой одежде напоминает располневшего Марка Уолберга и, кажется, приближается к комплекции Филипа Сеймура Хоффмана) пытается обезопасить свою несовершеннолетнюю дочку. А некая группа китайцев похищает авторитетного врача (Котийяр) и держит ее в заложниках, пытаясь получить вакцину, чтобы спасти китайских же стариков и детей.
В общем, каждый выживает, как может, но у Содерберга все это получается скучно и обыденно. По сравнению с неизбежным кануном апокалипсиса, описанным у Стивена Кинга («Противостояние», «Мобильник» и другие романы) и во многих голливудских фильмах, режиссер растекается мыслью по многочисленным сюжетным линиям и персонажам.
У него не получается создать атмосферу растерянности, передать страх перед неизвестным вирусом. Опасность не витает в воздухе, люди, хотя и превращаются в животных, движимых инстинктами, не забывают поделиться одеялом с умирающими. Погромы, паника, бегство из мегаполисов – все это у Содерберга выглядит уныло и неубедительно.
С другой стороны, с чего это мы решили, что конец света должен быть киногеничен, как в фильмах Дэнни Бойла?
Денис Шлянцев,InterMedia