Роман Каримов: «Я заставляю людей чувствовать вину за то, что они ни хрена не могут сделать»
(О «КИНОТАВРЕ»)
«Во мне «Кинотавр» с каждым днем убивал кинолюбителя, с каждым новым просмотром очередного «шедевра» мне хотелось бросить профессию и уйти заниматься каким-нибудь другим делом – сапоги шить, например. На «Сандэнсе», фестивале американского независимого кино, была обратная ситуация: ты идешь на фильм, выходишь из зала – и атмосфера вокруг такая, что хочется думать креативно, что-то делать, что-то создавать. А в Сочи ты реально как в воду опущенный ходишь и думаешь: «Блин, российское кино в жопе, индустрия в еще большей жопе. Что же делать?» После «Кинотавра» мне очень захотелось уехать куда-нибудь на Запад».
(ПОЧЕМУ ОБРАТИЛСЯ К ЖАНРУ ЧЕРНОЙ КОМЕДИИ)
«Потому что до этого была романтическая комедия «Неадекватные люди», которая мне как зрителю не очень нравилась. Несмотря на фактический успех у публики и большинства критиков, я лично был недоволен тем, каким получился фильм. Мне хотелось попробовать себя в более экспериментальном, необычном жанре, чтобы юмор был ярче, тупее, трэшовее. Хотелось поиграть с разными стилистиками, чтобы можно было уходить то в фильм ужасов, то в экшн, то в триллер. То есть было желание поэкспериментировать за счет чужих денег, имея при этом полную творческую свободу. Именно это мы и сделали».
(КАК УДАЛОСЬ УГОВОРИТЬ ХОРОШИХ АКТЕРОВ СНИМАТЬСЯ ЗА МАЛЕНЬКИЕ ДЕНЬГИ)
«Многие отсеялись как раз на этой стадии. Так же быстро отпали слишком высокомерные – те, кто приходил на пробы и зачем-то начинал выделываться. Есть много факторов, которые ты понимаешь на стадии кастинга. Те, кто остался, – настоящие энтузиасты, с ними было интересно работать».
(О РАБОТЕ С АКТЕРАМИ)
«Я обычно мучаю актеров и делаю очень много дублей. Но у меня есть фишка: я заставляю людей чувствовать вину за то, что они ни хрена не могут сделать. То есть актеры у меня мучаются осознанием того, что я недоволен их игрой. И, гонимые этим чувством вины, они выкладываются на сто процентов».
(ЗАЧЕМ ОТКРЫЛ «ЯНДЕКС-КОШЕЛЕК»)
«Я открыл его, потому что мне была интересна реакция. Захотят ли зрители отблагодарить тех людей, которые сделали понравившийся им фильм? Конечно, мы его завели не от хорошей жизни, мы же делаем независимое кино. Деньги приходят. Их мало, правда, но они приходят».
(ИЗМЕНИЛ ЛИ ЕГО ЖИЗНЬ УСПЕХ «НЕАДЕКВАТНЫХ ЛЮДЕЙ»)
«Да, но не в лучшую сторону. Я провел девять месяцев в переговорах с различными компаниями, пытаясь понять, чего хотят от меня продюсеры и позволят ли они мне сделать хороший фильм. Ни одни переговоры так ни к чему и не привели: где-то я допускал ошибки, где-то – они. Лучше бы я эти месяцы потратил не на пустые разговоры, а на следующий сценарий или новую картину».
(НЕТ ЛИ ИДЕИ ОБРАТИТЬСЯ В НЕДАВНО СОЗДАННЫЙ ФОНД КИНО)
«Мысль-то есть, только я не знаю, как это осуществить. Там же все через своих. Их «социально значимые проекты» – это фильмы о том, как великая Россия победила Грузию в августе 2008-го, или о том, какой великолепной была Сталинградская битва – скоро этот новый шедевр Бондарчука будем лицезреть».
(ПОЧЕМУ В РОССИИ ПОЧТИ НЕТ МОЛОДЫХ РЕЖИССЕРОВ-САМОУЧЕК)
«Молодых полно! Создатели «Шапито-шоу», например, хотя они не совсем молодые. Миша Местецкий, но он учился во ВГИКе. Он талантливее меня раз в десять. Мишу на «Кинотавре» в этом году заметили, его короткометражка «Незначительные подробности случайного эпизода» – лучшее, что я видел в кинематографе за последнее время. Михаил Сегал, который снял короткометражку «Мир крепежа», победившую все на том же «Кинотавре». Я фильма не видел, но если Местецкий не взял главный приз, а Сегал взял, то это должно быть что-то выдающееся. В России полно заказов на разные проекты, я по себе сужу, и в то же время подтягиваются новые молодые режиссеры, которые нужны и которых ищут».
(НУЖНО ЛИ УЕЗЖАТЬ ИЗ СТРАНЫ)
«Если мы рассматриваем идеальную ситуацию, когда ты хочешь и зарабатывать, и при этом делать что-то качественное, то тогда лучше валить. Там больше свободы и больше денег. А если тебе нужно просто прокормить семью и делать среднестатистический продукт, но не прыгать за облака, как какой-нибудь Теренс Малик, то ты нормально проживешь и здесь. Но периодически надо будет прогибаться под продюсера, который будет диктовать тебе свои условия».
(«Взгляд», 17.10.11)