Вася Васин – «Tsar Vasilich» ***
«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в октябре.
Вася Васин из «Кирпичей» теперь Царь Василич. Он и раньше себя порой так называл, а теперь, так сказать, оформил это документально, вынеся очередное погоняло на обложку сольного диска и начав эту пластинку с одноименного трека. Других перемен и изменений не зафиксировано. Если «Кирпичей» хорошенько помотало между рэпом, рэпкором и альтернативным рок-н-роллом, то в сольнике Вася (простите, Царь Василич) сосредоточился на главном, на том, что у него лучше всего получается – на изящной словесности, грубо говоря. Инструментально-аранжировочных неожиданностей на диске нет; если судить по звучанию, можно предположить, что альбом записывался спешно и с минимумом размышлений на тему саунда. Не будем и мы заморачиваться на этом и прислушаемся к слову поэта – Вася всегда радовал выражениями, претендующими на статус крылатых, выдавал убойные наблюдения за здешним паноптикумом и римфовал дай боже как. Чего стоит – из недавнего - один только «Конь-людоед»!
Но если вы уселись у колонок в сладком предвкушении, что Вася Васин сейчас научит юных рэперов работе со словом, то слишком уж блаженную улыбку рекомендуется снять с лица заранее. Со знакомыми интонациями, за которые сразу подмывает поставить альбому лишнюю звездочку, артист для начала дает представлялку под названием «Царь Василич»: в меру забавно, но не фонтанирующе. В «Ушах для лапши (Скажите No)» Васин затрагивает более злободневную тему, однако делает это как-то слишком предсказуемо. Этим же грешат последующие «Тусовка эвридэй», «Релакс мэн релакс» и «Опытный мэн» - отдельные проблески талантливых рифмовок явно не соответствуют ожиданиям от новой работы Василия: где поэтический угар, политические манифесты и хлесткие ярлыки, черт возьми?
На «Царе Василиче» автор раздухарился только к середине трек-листа. Так, он весьма убедительно протестует против намеченного на будущий год конец света («Скажем нет концу света»), под зловещую губную гармонику рекомендуя искать альтернативные источники энергии. Композиция «Профессионал» посвящена рэперам, которые Васе вроде коллеги, а вроде и не очень: как бы то ни было, в этой избитой теме автор находит новые акценты. «Гопстеры» ценны наблюдениями Васина за повседневной жизнью молодежно-наркоманского Петербурга, а «Add Me I Rock» остроумно описывает типажи обитателей социальных сетей. Ключевым же на альбоме кажется произведение «Памяти Джея» о бывшем барабанщике «Кирпичей» Евгении Назарове, умершем от наркотиков в 24-летнем возрасте: «12 лет назад умер мой брат, вернее, друг, он всегда был рад играть на барабанах, его звали Джей, он был любитель лихих кутежей. Помянем его, Джей, мы помним тебя, ты с нами, бро, сердце скрепя, скажу вам просто, без пурги, не употребляйте наркотики». Вот так просто, без пурги – но очень трогательно и доходчиво. В финальном треке «Респектосы и кредиты» Вася Васин, будто бы осознавая, что в представленных выше песнях чуть меньше содержания, чем хотелось поклонникам, торопится наверстать упущенное, поэтому это едва ли не самая насыщенная смыслом и персонажами вещь альбома.
В целом Вася подтверждает свой профессионализм, но на сей раз не сподвигает на восторги. «Не феерили, но задачу выполнили», - как сказал по другому поводу футболист Аршавин. Что ж, рецензии тоже не всегда хочется писать, но заставляешь себя, выезжая порой на накопленном багаже. А потом перечитаешь – вроде и неплохо получилось.
Алексей Мажаев, InterMedia