«ДДТ» - «Иначе» ***

Navigator Records. Релиз двойного диска состоялся в октябре.

Начну с истории, которая вроде бы и не имеет прямого отношения к этому альбому, но на самом деле имеет. 7 октября, пока весь интернет придумывал рифмы к строчке «спасибо Путину за это», я пытался договориться с пресс-атташе Юрия Шевчука об интервью лидера «ДДТ» для одного хорошего издания и услышал много неожиданного. По мнению Елены Вишни, Юра жутко устал от интервью и однообразных вопросов: «Вы представляете, каким он стал востребованным после той встречи с Путиным? Вот вы о чем хотите спросить? Про Кудрина будете спрашивать? Про список Forbes? Он уже говорил об этом. Я заранее знаю, что он ответит». Я говорил, что тоже догадываюсь, что скажет Шевчук на ту или иную тему, но ведь интервью не обязательно берут для того, чтобы узнать что-то новое. В случае с Юрием Юлианычем интервью – это беседа с умным, интересным и неравнодушным человеком. По крайней мере, такой опыт вынесли из предыдущего общения с ним и я, и другие журналисты, и даже участники открытых пресс-конференций. Про Кудрина я спрашивать вообще не собирался, так что после разговора осталось чувство недоумения и легкой обиды: типа, надо же, еще и президентом не стал, а уже окружил себя стеной несговорчивых помощников.

Возможно, перед выходом масштабного альбома «Иначе» и не менее масштабного тура по стране «Юре-музыканту» важнее было слегка дистанцироваться от образа оппозиционера и общественного деятеля, напомнить людям, что он музыкант. Но ведь это раздвоение наблюдалось и раньше, и в нем не было противоречия: Шевчук охотно и ярко говорил как о работе над пластинкой, так и о ситуации в государстве и в душах соотечественников. Да, он Юра-музыкант, но не в меньшей степени он интересен народу и самому себе как Юра-философ и даже как Юра-политик. Вот почему, уважаемая Елена Вишня, интервью Юрия Юлиановича Шевчука уместны более-менее всегда, а не только в качестве пиар-повода для привлечения внимания к концерту или диску, как у многих его коллег.

Многотрудный и тяжеловесный альбом «Иначе» - он о том, как пытаются договориться Юра-музыкант, Юра-философ, Юра-политик и еще некоторые Юры. У них более чем естественно получается делать это на пресс-конференциях и в интервью, но пластинка, ради которой «ДДТ» не гастролировали два года и поменяли полсостава, столь же органичного впечатления не производит. За два с лишним часа звучания то политик наотмашь бьет оппонентов, то философ загоняет музыканта в угол, то остряк глумится над всеми, а треки, где эти амплуа на радость поклонникам сосуществуют мирно и достойно, увы, остаются в меньшинстве. Для Юры-музыканта было существенно, чтобы саунд альбома получился современным, и омоложение состава отчасти связано с этим, однако – давайте смотреть правде в глаза, – даже если «ДДТ» будет звучать, как System Of A Down, это не станет предметом восхищения. Жесткий и местами грязный звук работает на другую ключевую идею Юрия Шевчука – о том, что рок не должен развлекать, а должен заставлять думать, чувствовать, трудиться душой. Тут уж в дело вступают Юра-философ, насытивший тексты неоднозначной мировоззренческой символикой, и Юра-политик с вполне лобовыми протестными образами («мою родину сожрал СПИД», «что-то где-то сломалось в нашем гребаном мире»). Юра-музыкант с таким напором не справляется, буксует, пасует, возвращается к старым трюкам вроде хриплых лозунгов, женских фольклорных фонов и вариаций на темы известных собственных мелодий – в результате «Иначе» у многих слушателей катализирует не работу души и мозга, а желание выключить альбом посередке. Содержание, каким бы они ни было умным и точным, далеко не всегда соответствует музыкальной форме, а в «Басне о власти» вовсе противоречит ей: Шевчук здесь обращается к президенту в жанре какого-то глуповатого ернического кабаре.

Диск-гигант («ДДТ» придает тут новый смысл забытому термину), конечно, сильно выиграл бы от сокращения или разбиения на две или три части, выходящие поочередно. Но Юрий Шевчук относится к «Иначе» как к цельной работе – стало быть, терпите, если цените его как музыканта и общественного деятеля. Если цените не до такой степени, то в первую очередь стоит обратить внимание на песни, в которых грани личности лидера «ДДТ» наиболее гармонично сочетаются: баллады «Встреча» и «Когда ты была здесь» и рок-хиты «Родившимся этой ночью» и «Напиши мне, напиши». Есть здесь и один шедевр, оправдывающий выход «Иначе» по любому гамбургскому счету: трек «Песня о свободе». Здесь Шевчук и тонкий современный музыкант (чего стоит блестящий унисон с Аленой Романовой), и невероятный мелодист, и поэт, простыми словами формулирующий главное, и философ – а заодно и автор нового гимна для хорового исполнения на грядущих концертах.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости