«Ромовый дневник»: ром и отвращение в Пуэрто-Рико **
Премьера фильма «Ромовый дневник» («The Rum Diary», США, 2011, режиссер Брюс Робинсон, в ролях – Джонни Депп, Майкл Рисполи, Аарон Экхарт, Эмбер Херд, Джованни Рибизи, Ричард Дженкинс, Маршал Бэлл) состоялась 20 октября.
Талантливый (по крайней мере, так он о себе думает) журналист и будущий (ну, он на это надеется) писатель Пол Кэмп (Джонни Депп) приезжает из Нью-Йорка в Пуэрто-Рико поднимать местную прессу своими разгромными статьями. К сожалению, Кэмп подвержен влиянию алкоголя, а здесь, в Пуэрто-Рико, рома хоть упейся. Местная же газетенка под управлением главного редактора Лоттермана (Ричард Дженкинс) и вовсе дышит на ладан и публикует исключительно благостные заметки, а то и откровенную «джинсу».
Поэтому вместо премии Пулитцера журналист довольствуется выпивкой в обществе неряшливого фотографа Боба Салы (Майкл Рисполи) и фашиствующего полубомжа Моберга (Джованни Рибизи). В их же компании он нарушает местные законы, посещает петушиные бои, ну и вообще.
На фоне непрекращающейся пьянки проходит линия с Сандерсоном (Аарон Экхарт), бывшим журналистом, а ныне – поднявшимся пиарщиком, задумавшим выгодно распродать остров под отели, таунхаусы и прочую привлекательную недвижимость. Кэмп понадобился Сандерсону именно как писатель, творец, способный красочно описать все прелести проекта в рекламном буклете. Кэмп соглашается. Не столько из-за денег, сколько из-за романтического влечения к подруге Сандерсона, Шино (Эмбер Херд). С первых же кадров понятно, что из этой аферы ничего хорошего получиться не может, но Кэмп не сдается.
Режиссер Брюс Робинсон приобрел культовый статус в среде киноманов благодаря своеобразному алко-варианту «Страха и отвращения в Лас-Вегасе» - выпущенной в 1986 году остроумной картине «Уитнейл и я». Затем – после выхода на экраны в 1992 году фильма «Дженнифер 8» - Робинсон замолчал почти на 20 лет.
Джонни Деппа представлять зрителю нет нужды. В последнее время в адрес актера раздаются упреки в безбожной эксплуатации образа Джека Воробья к месту и не к месту. Но следует признать, что в качестве альтер эго основателя гонзо-журналистики Хантера С.Томпсона Депп максимально органичен (к тому же, не стоит забывать, что актер был близким другом покойного), и эта «химия» привела к созданию Терри Гиллиамом психоделического шедевра «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
«Ромовый дневник» стала первым и далеко не самым удачным литературным опытом Томпсона. Здесь только-только начали проявляться зачатки фирменного стиля «гонзо», но, к сожалению, здесь всё - меткие сатирические зарисовки с натуры и глубокомысленные рассуждения о своем поколении, чем так славен «Страх и отвращение» - напрочь перебила романтическая линия. Никакой «химии» с Робинсоном у Деппа также не случилось. «Ромовый дневник» получился еще хуже картины «Там, где бродит бизон» (1980), первого опыта по перенесению издевательских заметок Томпсона на большой экран (к тому же, в роли Томпсона там – Билл Мюррей, мамма мия!). Здесь же вместо харизматичного Доктора Гонзо, товарища Томпсона по многим эскападам, «слишком дикого, чтобы жить, слишком редкого, чтобы сдохнуть» в исполнении Бенисио дель Торо – безвольный фотограф Боб Сала. За единственного яркого персонажа отвечает Джованни Рибизи, но его сюжетная линия прописана пунктиром. Да и вообще, кажется, на съемках фильма чересчур много пили: потеря логики, наплевательское отношение к мотивации персонажей, совершенное отсутствие чувства юмора, иронии и, наконец, пафос.
Пафос в исполнении отца гонзо-журналистики и вовсе невыносим: он клянется «глаголом жечь сердца людей», всем силами бороться против неправды и никому никогда не подчинять души своей прекрасные позывы.
Результат коллаборации совершенно не оправдал зрительские ожидания. Тем, кто не знал Робинсона как режиссера и Томпсона как писателя/журналиста, после «Ромового дневника» и не захочется узнать их поближе. Отвратительная рекомендация для фильма, посвященного памяти Томпсона, сделанного людьми, для которых имя Томпсона – не пустой звук.
Денис Шлянцев, InterMedia