Максим Дунаевский: «Мы стареем, а наши жены должны молодеть»
(ХОТЕЛ ЛИ ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В КАЧЕСТВЕ ПРОДЮСЕРА)
«По опыту своих лет, по знаниям, полученным за десять лет жизни в Америке, могу вам сказать, что здесь меня потрясает продюсерская безграмотность и в театре и в кино. У нас почти нет хороших продюсеров. Но лично я с этим поделать ничего не могу. Несмотря на то что во всем мире эта профессия считается вполне творческой, удачно сочетающей в себе мощное креативное начало и умение ловко построить бизнес, мудро организовать весь ход событий во имя нужного результата, я никогда не чувствовал, что в состоянии этим делом заниматься. Владеть теорией тут мало».
(ПРИГЛАШАЮТ ЛИ ЕГО СЕЙЧАС ПИСАТЬ МУЗЫКУ ДЛЯ КИНО)
«К сожалению, в наше время все кино находится в ужасающем состоянии — и уже никто не говорит о музыкальных картинах. Да, не так давно были попытки создания музыкальных лент, но фильмы оказались довольно слабыми. Даже при наличии поддержки, положительных отзывов в прессе... Понимаете, хороший фильм должен быть не хуже «Трех мушкетеров», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Карнавала», «Водевиля, водевиля», иначе в этом нет никакого смысла. Это должен быть хит, а его сотворить сегодня мало кто может. Скорее даже — никто. Недостаточно иметь одну сильную песню в картине — вся картина должна быть хитом! А чтобы сделать музыкальное кино на самом высоком уровне эмоции, сердечности, музыкальности, органичности съемок, требуются многие составляющие... Сложнейшая задача, которая на данный момент нерешаема. Вот, смотрите, телевидение пробовало снимать новогодние мюзиклы, и это вышло также неудачно, хотя у телевидения сегодня гораздо больше возможностей, нежели у кино, и тем не менее... Так что вопрос остается открытым».
(О КУЛЬТУРЕ)
«У меня иногда создается впечатление, что это дикое оглупление народа — вполне сознательная акция. Точнее, вначале это было спровоцировано бессознательно людьми непрофессиональными, самодеятельными, которым разрешили все — и они радостно хлынули таким мутным потоком на этот многообещающий рынок, воспользовавшись отъездом на Запад великих наших мастеров — Давида Тухманова, Александра Журбина, Александра Зацепина... Они, как и я, испугавшись всей этой серости, устремились за границу вовсе не потому, что верили, что там будет лучше, а просто чтобы здесь не смыло (улыбается). Ну, а сейчас тут царствуют все те, кто пришел в 90-е годы, и даже выборы в высшие эшелоны власти сопровождаются концертами примитивной попсы. А, допустим, в той же Америке выборы президента или губернатора всегда идут под аккомпанемент серьезных артистов, оперных певцов, великих танцоров, джазовых музыкантов, которые являются гордостью нации, вызывают восхищение и не превращают действо в дешевый балаган».
(О ПОЛИТИКЕ)
«Меня пытались затянуть в партию... Знаете, я ведь с детства производил впечатление примерного мальчика, которого можно использовать в своих целях. Меня всегда почему-то выбирали на должность старшины класса, потом выдвигали в комсорги, я был членом комитета комсомола школы, затем института, позже консерватории... Но надо сказать, что я не был энтузиастом этой деятельности — она мне была неинтересна — и я все быстро и благополучно проваливал. Чтобы существовать в этой области, надо иметь совершенно другую натуру. Мне для этого не хватает прямолинейности, наглости, кликушества. Политика же предполагает не витиеватый путь к достижению цели, а жесткий, буквально по трупам... Все это мне не близко».
(ОБ ОТЦЕ)
«Отец мне запомнился высокоэмоциональным человеком, умеющим веселиться... Конечно, и работать тоже, но этот процесс я практически не видел, поскольку он умел трудиться мало по времени, но неимоверно продуктивно. А остальные часы у него отнимали масса общественных занятий и шумные застолья с друзьями. Он был везде душой компании — и дома, и в Союзе композиторов, и в Верховном Совете, куда был избран, даже не будучи членом партии. Думаю, что вот все эти черты я от него перенял».
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ЗАНЯТЬСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ)
«Я бы с удовольствием, но меня не зовут. Вряд ли бы хотел работать с детьми, а вот со взрослыми — с радостью. Всегда соглашаюсь провести мастер-классы, будь то ВГИК или какое-то высшее учебное заведение в Америке. Очень органично себя ощущаю в роли преподавателя, и вроде студенты тоже остаются довольными. Так что я готов делиться своим опытом с молодежью и в консерватории, и музыкальном училище (улыбается)».
(КТО ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ – РОДИТЕЛИ ИЛИ НЯНЯ)
«Никто не знает, что лучше. Бывает, и так и так не плохо. Да, мне не хватало родителей, но все равно лично я уверен, что висеть над детьми, довлеть — не нужно. Надо спокойно вести свою жизнь, тем более если она еще, как говорится, не кончилась. Если ты пенсионер и безвылазно сидишь дома, тогда, пожалуйста, — возись с детьми. Но если ты активно востребован в профессии, то детям гораздо приятнее видеть своих родителей в деле и брать с них пример. Надеюсь, мои дети мной гордятся, когда слушают мои пластинки, видят меня по телевизору, приходят на мои премьеры, смотрят фильмы с моей музыкой... Эти вещи им дают гораздо больше, чем если бы я целые дни проводил рядом с ними, играя в бессмысленные игры».
(О ДЕТЯХ)
«У Дмитрия когда-то была своя группа в Лос-Анджелесе, но это давно в прошлом. Теперь он тридцатилетний финансист, закончил замечательный университет в Лозанне, работает в крупной компании в Швейцарии, преуспевает, недавно женился... А двадцативосьмилетняя дочь Алина живет в Париже, поет в рок-группе, пишет стихи и музыку, хотя серьезного музыкального образования не имеет. Ну а моя маленькая, девятилетняя, Полина с самых ранних лет неравнодушна к музыке, она поет, танцует, ходит во всевозможные кружки, но выдающихся каких-то талантов в этой сфере я у нее не наблюдаю. Правда, она хочет петь в дальнейшем, но до шестнадцати лет, до мутации голоса, об этом даже говорить рано. И помимо музыки я постарался увлечь ее еще и любимым мной теннисом — и сейчас она с радостью тренируется».
(НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ В РЕБЕНКЕ ТАЛАНТЫ)
«Трудно ответить однозначно. Как говорил знаменитый Ролан Быков: «Все дети талантливы». Тут надо отдавать себе отчет, что вы можете просто не видеть каких-то определенных способностей у своих детей — и это вовсе не значит, что их нет. Прозевав некий дар у своего чада, вы можете обнаружить, что он стал обычным человеком... Поэтому главная задача родителя — наблюдать за отпрысками. Что касается моей истории, то меня сначала заставляли сидеть несколько часов за фортепьяно, но потом папа возмутился моему нежеланию и отменил эту повинность. Лишь спустя длительное время, в уже сознательном возрасте, я сам пришел к инструменту. Но такое позднее начало тоже далеко не всегда прекрасно».
(ОБ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЗА РУБЕЖОМ)
«Убежден, учеба детей за рубежом — это не что иное, как родительские понты. Отправляя ребенка за границу, они, как правило, меньше всего думают о его образовании, значительно больше беспокоясь о том, как при этом выглядят в глазах друзей, коллег и знакомых. А если это люди известные, то им также небезразлично упоминание об этом факте в средствах массовой информации. Но частенько их чада ровным счетом ничего не выносят из этих престижных английских учебных заведений. У меня нет сомнений, что ребенок может замечательно учиться и получить достойное образование, а также занять свое место в жизни и в своей стране. Причем никаких особых, коммерческих школ, высокооплачиваемых педагогов для этого не нужно. Вот наша Полинка и шестнадцатилетняя Маша, дочь Марины от первого брака, сейчас учатся в обыкновенной, загородной школе в Селятине, и там, поверьте, есть все, что нужно для нормального образования».
(ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОТПУСКЕ)
«Недавно мы по совету приятелей приобрели недвижимость в Болгарии — и теперь мой идеальный отпуск именно там. Я там имею все компоненты для счастливого времяпрепровождения: море, солнце, теннисный корт, семью рядом и веселых застольных товарищей (улыбается)».
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО МАТЬ ОБВИНИЛА ЕГО В ТОМ, ЧТО ОН НЕ УМЕЕТ ЛЮБИТЬ)
«Верно, она мне говорила эти слова, когда я объявлял об очередном разводе. Полагаю, мама была права и неправа одновременно. С высоты своего возраста могу сказать, что да, спустя два-три года я ощущал уход любви, но лишь спустя много лет осознал, что тогда уходило не само чувство, а исчезала лишь страсть, острое влечение. А любовь — это ведь совсем иное, то, что за всем этим остается... Это, знаете, как в компьютере... Меня когда обучали им пользоваться, наставляли, чтобы я имел в виду, что файлы расположены не в плоскости, как мы видим их на экране, а они один за другим уходят в глубину. То есть цифровая система идет вглубь, а не вширь. И раньше я за первым «файлом» в человеке не видел второго. Даже не пытался разглядеть. В принципе многие по молодости так поступают. Зато сейчас я могу ответственно заявить, что с каждой из своих жен я мог бы прожить долгую жизнь».
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО ЛУЧШЕ СМЕНИТЬ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА, ЧЕМ ЖЕНУ)
«Да, и уже почти двенадцать лет я следую этой концепции. Моя супруга, музыкант Марина Рождественская, намного младше меня, и как я обычно шучу в кругу приятелей: мы стареем, а наши жены должны молодеть (улыбается). Марина — человек очень верный, стабильный, умеющий переносить невзгоды, что дано далеко не каждому. И далеко не каждая красивая женщина на это пойдет. Имея эффектную внешность и повышенное мужское внимание, они, в большинстве своем даже сталкиваясь с небольшой бедой, тут же сбегают, уверенные, что достойны лучшей участи. А у нас с Мариной было много ситуаций, которые могли бы нас развести, вроде тех, когда я не мог удержать материальную базу в семье, и жена меня поддержала, несмотря на то, что до этого привыкла к сытой жизни. Ее не испугали трудности, и это дорогого стоит. У мужчины обязательно должна быть уверенность в своих тылах».
(ЧТО ЦЕМЕНТИРУЕТ СЕМЬЮ)
«Нет, дети точно никого еще не удерживали, их можно любить и на расстоянии. Людей держит рядом скорее уверенность в том, что тебя любят таким, какой ты есть, а не твои заслуги в том, что ты можешь принести какие-то ценности. И для семьи, естественно, губительны бесконечные обвинения и претензии. Идеала не существует, и поэтому крайне важно, чтобы в первые несколько лет, в период так называемой притирки, люди осознали, что рядом с ними находится живой человек со своими недостатками, а не придуманный ими образ. Надо смириться и с радостью жить с тем лучшим, что ты однажды полюбил».
(«Московский комсомолец», 27.10.11)