Стас Намин: «Зависимость счастья от ума мне неизвестна»
(О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ)
«У меня есть подозрение, что объективно времени вообще нет. (Улыбается.) Я имею в виду, что оно не так устроено, как мы привыкли думать. А та субъективная субстанция, которую мы ощущаем как время, существует только в том измерении, в котором мы живем. В жизни есть много примеров субъективности и относительности этого понятия — «время». Есть даже научные доказательства, среди которых не только теория относительности. Это и «зеркала Козырева», и другие ошеломляющие открытия. Прошлое, включая достижения, несомненно, имеет свою ценность. Прежде всего — как накопленная позитивная или отрицательная энергия и духовный опыт. Но если говорить о примитивном его понимании как былых заслуг, то любое пафосное и значимое прошлое все равно не дает человеку поблажки в настоящем. Реальность — это только настоящее, где каждую минуту ты проживаешь как первую и последнюю в своей жизни. Стоит тебе хотя бы на одну секунду поступиться совестью — и все твое «заслуженное» прошлое тебя не сможет оправдать, прежде всего перед самим собой. А это единственный критерий, который я признаю. Тогда как общественное мнение, считаю, не очень многого стоит. Им слишком легко манипулировать. Все мы знаем, как из черного легко делается белое, и наоборот. Также легко переписывается и манипулируется история. Поэтому правда только у тебя внутри».
(СТАЛКИВАЛСЯ ЛИ С ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ)
«Да, ну как же без этого? С этим тогда неожиданным для меня явлением первый раз столкнулся в 75-м году, когда в группе «Цветы» один из наших музыкантов предал нас по классической схеме — «за деньги и власть». И нас выгнали на улицу, отобрав название «Цветы». Но это тоже уже прошло и… забыто. Когда говорят «прошел огонь, воду и медные трубы», то не случайно медные трубы — в конце, как самое трудное. Это как раз те самые фанфары — слава и деньги».
(ВЕРИТ ЛИ В СУДЬБУ)
«Если вы имеете в виду запрограммированность жизни, то, наверное, что-то подобное существует. Трудно понять связь личной инициативы с этой программой. Но думаю, что это вообще невозможно. На санскрите «жизнь» и «игра» — одно слово: «лила». Эта игра придумана высшим разумом, и, думаю, суть ее человеку постичь не дано».
(О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ НА КАРТЕ)
«Есть много потрясающих мест в мире. Но так получилось, что на мою внутреннюю жизнь внешняя среда не особенно влияет. А озарения связаны скорее не с путешествиями, а с внутренними порывами души. Это может быть и сострадание, и вдохновение, и впечатление, и любовь. Но только позитивные эмоции. Отрицательные — такие как злость, раздражение и тому подобное — вдохновений и озарений у меня не вызывают».
(О ПСЕВДОНИМАХ)
«Псевдоним — это не обман судьбы. Для меня это лишь признание ее игровой сути. Ведь жизнь — театр. Иногда даже цирк, а последнее время она походит на «Парк юрского периода». (Улыбается.) И псевдоним, как роль на сцене, позволяет хулиганить и играть в тот образ, который ты сам себе придумал. Настоящая жизнь, как я уже говорил, только внутри тебя самого. Все остальное — шоу-бизнес. (Улыбается.) Может быть, самая настоящая жизнь — без игр, лицемерия и самообманов — начнется как раз после смерти. А в этой жизни мы к ней лишь готовимся. Ничего, что я морочу вам голову? (Улыбается.) Вы сами виноваты, глубоко копаете».
(О СЧАСТЬЕ)
«Зависимость счастья от ума мне неизвестна. Для меня счастье, как и для всех людей на Земле, — это очень простое понятие: близкие, друзья, радость и любовь. И, может быть, еще ощущение собственного движения в правильную сторону».
(О САМОМ НЕПРИЯТНОМ ПЕРИОДЕ В ЖИЗНИ)
«Выбрать самый неприятный период сейчас уже трудно, так как я помню только хорошее. Трудные времена были, когда меня запрещали и давили при прежнем режиме».
(КТО ПОБЕДИТ – ПОПСА ИЛИ РОК)
«Попса и поп-музыка — принципиально разные вещи. Попса — это пошлость и низкий вкус. А поп-музыка может быть вполне достойным и благородным искусством — как, например, творчество Элтона Джона, да и многие песни Beatles. Что касается того, кто победит, то я, честно говоря, не вижу особой войны. Во все времена массовый вкус был невзыскательным, а изящное искусство — элитарным. И война, если она и происходит, то внутри каждого человека».
(О ПАТРИОТИЗМЕ)
«В геополитическом смысле, наверное, я не патриот. Количество земли, принадлежащей нации, не возвышает дух ее генетического кода. А тогда на Аляске я увидел, что оправдывать грязь и отсутствие цивилизации холодом и плохой погодой — неубедительно».
(О ЛЮБИМОМ ФИЛЬМЕ)
«Одного режиссера мне трудно выделить, так как у многих есть великолепные фильмы. В российском кино — или скорее в советском — самые близкие для меня — Тарковский и Параджанов. Но тогда создавались и другие великолепные картины — «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Начало» и другие шедевры. Современные отечественные фильмы я не воспринимаю. Самые лучшие из них — просто не пошлые, у нас это уже победа. Но на мировом уровне этого недостаточно. Настоящим кино я бы назвал итальянский неореализм и, конечно, лучшие американские фильмы — от таких, как «Кабаре», «Весь этот джаз», «Крестный отец» и «Однажды в Америке» до «Форрест Гампа» и еще, к счастью, многих других».
(ПОЧЕМУ КИНЕМАТОГРАФ ОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УМЫ ЛЮДЕЙ)
«Музыка — это самый неконкретный вид искусства. Там нельзя ничего увидеть и потрогать. Она действует на человека через вибрации воздуха. Каким-то мистическим способом эти вибрации так влияют на человека, на его чувства и сознание, что у него внутри рождаются порой более сильные впечатления, чем от реальной жизни. А кино — это синтетический вид искусства, который вобрал в себя и музыку, и все остальное: изобразительное искусство, театр и даже документализм жизни. Поэтому кино не проигрывает музыке. Оно просто более походит на реальную жизнь. Но ведь иногда устаешь от нее и хочется закрыть глаза и помечтать — и тогда приходит музыка».
(«Труд», 01.11.11)