«Резня»: педагогическая трагикомедия ****
Пресс-показ фильма «Резня» («Carnage», Германия-Франция-Польша, 2011, режиссер - Роман Полански, в ролях – Джоди Фостер, Кейт Уинслетт, Джон С. Райли, Кристоф Вальц) состоялся 30 ноября в кинотеатре «Октябрь».
«Резня» - экранизация театральной пьесы Ясмины Реза «Бог резни», поэтому это как раз тот случай, когда необходимо глянуть на аннотацию к фильму прежде, чем покупать билеты. За звучным названием скрывается не очередной кровавый хоррор про «пилу», а камерная психологическая драма. Довольно, впрочем, комическая.
Итак, в прологе камера издалека наблюдает за группой подростков, которые что-то не поделили, и один из мальчиков (кстати, в этой роли снимается 13-летний сын режиссера, Элвис) бьет другого веткой по лицу. Затем действие переносится в квартиру, там и остается, не считая периодических выходов на лестничную площадку.
Главные герои – две супружеские пары, родители обидчика и жертвы, лишившейся пары зубов. Они пытаются найти общий язык, прийти к консенсусу, ведь они – взрослые люди с немалым культурным бэкграундом, уважающие традиционные ценности, бла-бла-бла. Конфликт проявляется сразу же: адвокат Алан (Кристоф Вальц) просит интеллигентную почти писательницу Пенелопу (Джоди Фостер) заменить в примирительном соглашении «вооруженный палкой» на «держа палку».
Супруга Алана, Нэнси (Кейт Уинслет), скованно ведет светские беседы, а простой рубаха-парень Майкл (Джон С. Райли) угощает гостей «фирменным» пирогом с грушами и яблоками.
Дальше и вовсе начинается цирк: Нэнси тошнит на альбомы с репродукциями Оскара Кокошки и Фрэнсиса Бэкона, Алан постоянно говорит по телефону на рабочие темы, а гостеприимная чета хозяев дома потихоньку выходит из себя.
За час с небольшим хронометража герои успевают вдоволь поистерить, обсудить все возможные конфликты, включая национальный вопрос и классовое неравенство, и только накачавшись виски 18-летней выдержки, начинают видеть мир в «приятной четкости» - все, что угодно, но так и не решить вопрос с детьми. Кто виноват, кто должен извиниться и за что, смогут ли дети разобраться сами – все эти вопросы ушли на задний план. Родители, эти взрослые воспитанные люди, пытающиеся беспристрастно обсудить проблему, сорвали с себя маски приличий и показали свои истинные – далеко не самые приятные – лица.
Актеры играют превосходно, конфликт «Резни» держит в напряжении почище триллера, а 79 минут пролетают на одном дыхании. Проблема, пожалуй, в том, что в «Резне» чудится некая скованность и неуверенность, в конфликте не хватает именно что «резни». Полански пришлось нелегко в последнее время, может быть, из-за всех этих неприятностей он чересчур осторожно подошел к этой довольно острой и проблематичной пьесе - страшно представить, что на его месте наснимал бы, к примеру, фон Триер.
После масштабного политического триллера «Призрак» (2009) «Резня» многим покажется неожиданно простенькой пьеской, разминкой четырех хороших актеров, но тут уместно вспомнить, что Полански и раньше тянуло к напряженным камерным драмам (к примеру, «Смерть и дева»), разыгранным силами двух-трех актеров. По нашему мнению, подобные театральные этюды у Полански выходят куда сильнее полномасштабных картин. Что до «Резни», то лицам, страдающим клаустрофобией и мизантропией, ее лучше не смотреть.
Денис Шлянцев, InterMedia