«Алиса» - «20.12» ****
«Алиса»/P!pl. Релиз диска состоялся в ноябре.
Несколько последних альбомов «Алисы» сложно отнести к творческим удачам одной из главных групп отечественного рока. Мощный звук команды устоялся, и, радуя красно-черную «Армию «Алисы», он уже не представлял большого интереса для меломанов с более широкими вкусами. Поэтические приемы и образы Константина Кинчева тоже не отличались инновационностью, зато вдруг начали страдать радикализмом. Автор представал в текстах то воинствующим хоругвеносцем, то откровенным националистом, то ярым государственником. Во всем этом Кинчев совершенно не знал меры, поэтому некоторые видели в его отчаянных эскападах даже комический эффект, усиливающийся, как ни странно, отменной физической и концертной формой лидера «Алисы». Творчество Кинчева времен нулевых годов казалось гротескным воплощением в реальность видеоряда и текста его же песни «Аэробика». Поэтому от нового альбома, признаться, сложно было ждать каких-то светлых откровений – скорее жестких самоповторов и марширующих зонгов.
Это предположение «Алиса» начала опровергать с первой же песни «Арифметика». Похоже, Кинчев вновь заинтересовался музыкой, причем если раньше «Алиса» упрямо двигалась в сторону немецкого индастриала, то нынче стилистический диапазон существенно расширился. Тут и речитатив, и фирменные баллады, и электронно-индустриальные подложки, и освежающие бэк-вокалы Людмилы Маховой, и жесткие гимны – куда же без них. И тексты вновь стали достойными таланта своего создателя. К слову, в ближайший год мы вправе ожидать серьезных и сильных высказываний от лучших представителей жанра. Шутки шутками, а ожидание конца света при всей прикольности этой темы все же побуждает к некоему подведению итогов. Некошерно «напоследок» выпускать проходные альбомы, нужно постараться. О том, что такая мысль подспудно посещала и Кинчева, говорит хотя бы название пластинки.
Правда, именно с заглавной песней вышел непостижимый дистрибьюторский казус. Композицию «20.12» - очень редкий для «Алисы» случай – написал не Кинчев, и права на нее были очищены таким образом, что трек попал только на первоначальное дорогое издание пластинки. Зрители презентационного концерта в МСА «Лужники» получали по билету урезанную версию альбома, да и теперь, если кто хочет купить физический носитель, заглавной песни – довольно, кстати, мощной, – они в нем не найдут. Поистине удивительное отношение к тем, кто все еще готов платить за музыку: надо ли говорить, что на торрентах можно на халяву скачать полный вариант диска?
Клавишная аранжировка и неожиданно задушевный вокал Константина Кинчева в открывающей альбом «Арифметике» намекает на то, что «20.12» может оказаться лирическим собратом мелодичного диска «Jazz», однако «Алиса» предлагает большее жанровое разнообразие. Пластинка не обходится без резких боевиков «Шейк» и «Пульс», тягучих «Войны» и «Прыти», баллад «Качели» и «Мир», индустриальных «Рун» (стилистические определения условны, потому что у «Алисы» боевые куплеты могут смениться мелодическими припевами, и такие подмены стали одной из фишек альбома). Текстовый максимализм сменился у Кинчева мудрой задумчивостью, что не помешало поэту высказаться по актуальным вопросам современности. В песне «Капля солнца» упоминаются даже откаты, но Кинчев скорее с печалью наблюдает за обстановкой, нежели зовет Святую Русь к метафизическому топору, как бывало раньше. Теперь артист в композиции «Прыть» критикует излишне прытких в стремлении сделать карьеру и деньги соплеменников. Итогом проиллюстрированных красивыми рифмами философских изысканий стала финальная композиция «Мир»: «Кто верит в путь инноваций, тот вряд ли верит в любовь. В этом мире слишком много общечеловеческих слов, широка земля-дорога, сеть полна, богат улов». Впрочем, если недавние радикальные тексты никого особо не всколыхнули, то надежд на резонанс от новых вовсе невелик. Но в этой ситуации важно то, что сам артист остается мыслящим и неравнодушным гражданином, а не пытается выехать на старом багаже.
Алексей Мажаев, InterMedia