Олег Табаков: «Кто вам сказал, что я счастлив? Да и вряд ли здоров»
(ЗА ЧТО ЕГО ЛЮБЯТ АКТЕРЫ)
«Потому что я их люблю. Ничего другого сказать не могу. Дети — а у меня своих четверо и внуков пятеро — безошибочно ощущают, любит их человек или не любит. На уровне подсознания дети и молодые люди улавливают импульсы любви. Когда кто-то из моих учеников идет на самостоятельное дело, то у меня никогда нет желания журить их или, не дай бог, осуждать. Если мой ученик идет туда, где, как ему кажется, будет лучше, то я искренне радуюсь за него. Это совсем не значит, что я не буду тосковать по нему. Еще — за свою любовь никогда и ничего не требую. Хотя понимаю, что любовь надо заслужить. И, увы, не всегда мне это удавалось».
(БЕСКОРЫСТНА ЛИ ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ)
«Можно и так сказать. Хотя «корысть» или «не корысть» — понятия другого рода или толка. Просто люблю, и в этом мое удовольствие. Для меня важна моя любовь».
(О ВЛАДИМИРЕ МАШКОВЕ, КОТОРЫЙ БАЛЛОТИРОВАЛСЯ В ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ ОТ КУЗБАССА)
«Думаю, что каждый должен заниматься своим делом, и тогда будет и порядок, и расцвет. Я вообще сторонник чеховской теории малых дел. Первый президент России Борис Ельцин предлагал мне и пост министра культуры, и кресло депутата Госдумы, но я отказался. О стремлении Володи Машкова могу сказать только одно: не корысть им движет. Володя — идеалист, причем неисправимый! Он вырос в Новокузнецке, где людям живется очень тяжело. Родители Володи работали в кукольном театре, а это самые нищие люди. Думаю, что он пошел в большую политику затем, чтобы помочь детям Кузбасса, помочь этому кукольному театру, для которого и так уже много сделал. Он идеалист и верит, что, имея полномочия власти, можно что-то сделать».
(ВМЕШИВАЕТСЯ ЛИ, КОГДА ВИДИТ УГРОЗУ ТАЛАНТУ)
«Вмешиваться — это неверно. Человек проживает свою жизнь, и проживет ее набело. То, о чем вы спрашиваете, допустимо только в семье, между самыми близкими людьми. Так может сказать только отец сыну. Если я вижу, что мой ученик или актер делает ошибку, то я предупрежу его об этом. Но бывает это редко, и чтобы вмешаться, нужно иметь право. Чтобы сказать другому «не надо», «так не делай», необходимо хорошенько подумать, просчитать. И только в том случае, если человек сам придет ко мне за советом».
(О СЕКРЕТЕ СЧАСТЬЯ, ЗДОРОВЬЯ И УСПЕХА)
«Кто вам сказал, что я счастлив? Да и вряд ли здоров. Скажу вам больше: я гипертоник. Но сцена, театр обладают большими целебными свойствами. Много раз было, когда я выходил на сцену с ужасными неврологическими болями, меня и на носилках, случалось, привозили играть. Но как только занавес открывался и я видел зрителей, то от болячек не оставалось и следа, по крайней мере, я их не ощущал. А когда занавес закрывался, опять падал. Но благодаря сцене давление падает до нормальной отметки, это проверено. Увы, далеко не всех актеров можно пропускать через такой вид терапии, как сцена».
(О НОВОМ АКТЕРСКОМ ПОКОЛЕНИИ)
«Уже 11 лет я не преподаю в Школе-студии МХАТ и, к сожалению, вижу, что приток талантливых актеров стал меньше, чем раньше. Видимо, сейчас не ренессанс актерского мастерства, а упадок. Включая на отдыхе телевизор, я наблюдаю печальную картину: в кино играют все хуже и хуже. На всех каналах — одни и те же лица. Сериалы, чтобы там ни говорили, бездарные — за редким исключением. Вот про Одессу, где Вовка Машков играет, — это исключение».
(О НАШЕМ ВРЕМЕНИ)
«Время наше — очень жестокое для России. В течение 75 лет шел этот чудовищный большевистский эксперимент. А сейчас еще более суровые испытания — рублем и барышом. Когда я говорил своим коллегам, видным деятелям театра, о необходимости открыть в Москве актерскую школу для талантливых детей со всей России, то не встретил понимания. В основном мне отвечали: «Зачем? Других проблем хватает». А по-моему, это и есть самое главное. Болезни, хворобы — это все понятно. Но до тех пор, пока мы не утратили любви к своей профессии и способны с волнением ждать начала спектакля, все нормально».
(О СЫНЕ ПАВЛЕ, ВЫБРАВШЕМ АКТЕРСКУЮ КАРЬЕРУ)
«Для Павлика это серьезное испытание — иметь такого папашу, как я. Мне было гораздо легче: мой отец был врачом, и я имел счастье стать человеком, который сделал себя сам, за моей спиной не было балдахина, способного как укрыть, так и помешать. Если у Павлика получится стать актером, дай Бог. В любом случае он имеет право попробовать. Павлик сдавал все экзамены в колледж на общих основаниях, так же, как и другие абитуриенты. Но у меня есть пример старшего сына — Антона Олеговича, который не стал связывать свою жизнь с кино и театром, хотя блестяще начал на этом поприще, поэтому я осторожно отношусь к выбору Павлика».
(КАКИМИ СЛОВАМИ НАПУТСТВОВАЛ СЫНА, КОГДА ОН ПОЛУЧИЛ СТАТУС ВОСПИТАННИКА МОСКОВСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
«Вот ты и стал совершеннолетним, а взрослым станешь, когда решишь, кем быть. Важно, чтобы ты это решил сам». Подарил сыну в честь этого события книгу с эпиграфом из царя Соломона: «Человек должен быть счастлив при том, что он делает».
(ЕСТЬ ЛИ АКТЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ У МЛАДШЕЙ ДОЧЕРИ МАШИ)
«Об этом пока рано говорить. Отдаю себе отчет в том, что ворую у Маши принадлежащее ей по праву рождения — внимание отца. Ворую ради своих учеников. Но так уж вышло, что родные дети — не единственное мое достояние. Если я перечислю своих учеников — а это Владимир Машков, Женя Миронов, Дуся Германова, Сергей Газаров, Сергей Безруков, — то вы поймете, что «весь я не умру», как сказал Александр Сергеевич».
(ДОВОЛЕН ЛИ НОВЫМИ УЧЕНИКАМИ)
«В этом году отчислил несколько ребят за отсутствие данности к таланту, но зато поставил семь пятерок по актерскому мастерству, а это много. Есть реальная надежда, что по крайней мере трое из учеников моей школы станут настоящими».
(БЫЛИ ЛИ ИНТЕЛЛИГЕНТАМИ ЕГО РОДИТЕЛИ)
«Конечно. Наша мама, работая на двух работах врачом-рентгенологом, спрашивала у нас: «Очень мало осталось денег до зарплаты, но мне так хочется сходить на концерт Святослава Рихтера!» Мы ей, конечно, разрешали, а потом и завтракали, и ужинали одним борщом».
(«Труд», 09.12.11)