«Смешарики. Начало»: на круглой планете скучают даже дети ***
Пресс-показ анимационного фильма «Смешарики. Начало» (Россия, 2011, режиссер – Денис Чернов) состоялся 14 декабря в кинотеатре «Каро фильм Атриум». В прокат картина выходит 22 декабря.
Мультсериал «Смешарики» идет уже восемь лет: за это время его персонажи разыграли множество ситуаций, от житейских до философских, но типажно почти не поменялись, не повзрослели, не размножились, наконец. Поэтому историю, пригодную для полнометражного дебюта, создатели фильма решили искать в прошлом и сделали приквел, объясняющий, как в Стране смешариков появились некоторые ее жители.
В начале «Начала» их семь. Мир смешариков, всегда напоминавший нечто среднее между раем и Муми-долом, в 3D обретает невероятное сходство с толкиеновским Широм. В этот благословенный уголок непоседливый Крош с верным Ежиком не вполне правдоподобным путем доставляют работающий телевизор, и все население «подсаживается» на реалити-шоу «Люсьен»: Копатыч под именем супергероя Люсьена борется со злодеем Калигари, разыгрывает сцены из мыльных опер, не забывая рекламировать шампунь, подгузники и прочие сопутствующие товары (предчувствие, возникающее при виде Бекмамбетова в титрах, не обманывает: некоторые бренды перекочевали в фильм отнюдь не из мира смешариков). Простодушные, как электорат «Единой России», мультгерои принимают все за чистую монету и отплывают на шатком ковчеге для оказания Люсьену помощи в спасении мира. В затейливо нарисованном городе они встретят много новых персонажей, большинство из которых окажутся довольно неприятными существами. Дальнейший сценарий являет собой микс из вечных сюжетов «чудак в роли суперагента» и «лох в большом городе». Доброта, взаимовыручка и немножко экшна прилагаются.
Проект «Смешарики» с самого начала выглядел столь продуманным, что перед его идеологами хотелось снять шляпу, не обращая внимания на нарочитую простоту их двухмерной компьютерной анимации. Разработанные девять характеров попали в точку, позволяя сценаристам бесконечно тасовать ситуационную колоду; порой они позволяли себе постмодернистские штучки и практически никогда не впадали в дидактические поучения. Успешный бренд быстро захватил дополнительные рынки – книжки, игрушки, печеньки, развлечения и проч. Первое разочарование в «Смешариках» автор этих строк испытал на новогодней елке с дорогущими билетами. Казалось, что скачущим по сцене кругловатым ростовым куклам просто забыли написать сценарий – то ли руки не дошли, то ли партнеры подвели, но до сериальной скрупулезности тому представлению было очень далеко. Понятно, что 3D-полнометражка – это более чем естественный этап в развитии студии компьютерной анимации «Петербург», но первый блин вышел во многом шарообразным. Не буду отрицать, что в сравнении с другими отечественными образцами «Смешарики. Начало» совершили настоящий технологический прорыв, и кругляши-персонажи стали более пушистыми и живыми – но детей, видевших «пиксаровские» мультики, этими эффектами не удивишь. Довольно ординарным при всем обилии поворотов показался и сюжет – в некоторые семиминутные серии сценарист Алексей Лебедев умудрялся вставлять больше гэгов, юмора, цитат и идей, чем в полуторачасовой фильм. На лучших мультфильмах последнего времени (да, они все американские) юные зрители много смеются, часто переживают за героев, причем несколько раз – очень сильно, а сопровождающие детей родители получают пяток эксклюзивных шуток, которые поймут только они. На «Смешариках» дух по-настоящему не захватывает ни разу, смеяться хочется раза полтора (и для них это провальный показатель), а внимание к взрослым проявляется довольно невнятно: ну, бадминтон, ну, фраза, что «хороших стало больше», ну, нравы телевизионной тусовки… Хотя вот идея сделать влиятельного телебосса главарем банды преступников выглядит довольно изящно.
Из большого враждебного мира смешарикам, нашедшим двух новых друзей, в финале придется почти панически бежать в родную хоббичью идиллию. Возделывай свой огород и не лезь в супергерои – а какого еще месседжа вы ждали от питерских?
Алексей Мажаев, InterMedia