Игорь Крутой: «Вот до чего мы дотюкали шоу-бизнес»
(ПОЧЕМУ СКАЗАЛ, ЧТО БУДЕТ СОЧИНЯТЬ ПЕСНИ ПОД ДРУГОЙ ФАМИЛИЕЙ)
«Видимо, в тот момент меня достали какие-то противоречия, которые били по отечественному шоу-бизнесу и в итоге его добили. Если когда-то к 8 марта после новогоднего огонька мы слышали 15-20 новых хороших песен, несшихся из радиоприемников или телевизоров, то сейчас очень мало создается хитов и практически не появляются новые имена. Вот до чего мы дотюкали шоу-бизнес».
(О СВОЕЙ ПРОДЮСЕРСКОЙ РАБОТЕ)
«В меру своей занятости и распущенности делал все, что мог. Была «Фабрика звезд», есть «Новая волна» в Юрмале. Конечно, как продюсер я заинтересован освежить плей-лист и в «Песне года», и в «Горячей десятке».
(ОБ ОТНОШЕНИИ К ПОПСЕ)
«Не согласен с таким пренебрежительным отношением к попсе. Элтон Джон тоже попса. Это моя профессия, профессия многих из тех, кого я знаю и уважаю. Мы в нее вкладываем сердце и душу. Или ты скажешь, что у нас нет души?»
(О СЕКРЕТАХ ПОПУЛЯРНОСТИ АЛЕКСАНДРА СЕРОВА)
«Был еще один секрет. Саша Серов может петь такие ноты, которые тенора не берут. Даже классические тенора. И это все на голосе. Он, конечно, применяет определенные хитрости, но это тоже надо уметь. Его университеты — пластинки с записями Тома Джонса, которые он крутил целыми днями, снимая, как говорят музыканты, каждую ноту. Причем у него тембр немножечко ниже, чем у Джонса. И Саша страшно расстраивался по этому поводу. Манера Тома Джонса не подходила для русского языка. Серову было проще петь на украинском. Но в итоге он нашел свой почерк».
(ГДЕ ВЗЯЛИ ДЕНЬГИ НА СЪЕМКИ КЛИПА «МАДОННА»)
«Какие деньги?! Ничего не снималось. Оттуда взяли кусок, отсюда, смонтировали. Бегущего Серова в маечке в полосочку сняли на обычную видеокамеру. Мы были знакомы с Сашей Александровым, монтажером программы «До и после полуночи». И он нам все сделал. А потом, когда Владимир Молчанов, ведущий этой программы, случайно зашел перед эфиром к нему… Говорю «случайно», хотя Молчанов так делал перед каждым выходом программы, но предпочитал, чтобы все думали, будто он заходит случайно. Так вот, зашел Молчанов, а Александров, тоже случайно, поставил наш клип. Володя увидел и спрашивает: «А что это за песня? Что за певец?» Александров отвечает: «Давай поставим в эфир. Я тебе за это две бутылки водки дам! Утром была очередь Серова идти в универсам за батоном и молоком. Он идет и возвращается без хлеба и молока, без вареной колбасы и говорит: «Больше в магазин не пойду! Зашел, а в мою сторону вся очередь обернулась!»
(ОТКУДА У НЕГО ТЯГА К МУЗЫКЕ)
«Папа немножко играл на баяне. Когда мне было года три, я получил от родителей в подарок баян. А потом они обратили внимание, что я на нем играю. Причем довольно точно повторяю мелодии, услышанные по радио или в кино. Мама повела меня на прослушивание. Выяснилось, что у меня абсолютный слух. И тогда моя дальнейшая судьба была предрешена, хотя сам я музыкантом, и уж тем более композитором, становиться не собирался. Но мать настояла. Она заставляла и меня, и сестру заниматься музыкой. Папа от этого держался подальше. Кажется, после восьмого класса мать повезла меня в областной центр — в Кировоград, где было музыкальное училище. Там работал легендарный в наших краях педагог Ким Александрович Шутенко. Он послушал меня и сказал: «Конечно, вообще ничего не знает! Но слух хороший, память хорошая. За годик пусть подучит историю музыки, и я вас жду на теоретическое отделение…»
(О МУЗЫКЕ)
«Шутенко, который стал потом моим педагогом, каждое свое занятие начинал с вопроса: «Что такое музыка?» И самый страшный ответ для него был — «Набор нот». Он любил повторять: «Если можешь не писать, не пиши!» Я уверен, что это самая главная заповедь для композитора. Писать музыку нужно только тогда, когда есть что сказать. Все остальное — профессиональные хитрости. Должно быть еще чувство хита, которое, увы, непостоянно. Сегодня оно у тебя есть, но не факт, что будет завтра. Если бы чувство хита давалось на всю жизнь, то Тухманов и сегодня писал. И Зацепин. Дело вовсе не в том, что Зацепин уехал в Париж. Просто он сказал все, что мог сказать. Больше уже не получалось. Или пришло другое время, а с ним и песни. Знаете, в футболе говорят: каждый гол — это маленькое чудо. Так и с песнями. Если получился хит, это тоже маленькое чудо.
Когда мы работали над «Мадонной», даже не обсуждали, что она может стать песней такого уровня. Бывает, молодые музыканты садятся и говорят: вот сейчас мы запишем суперхит. А ничего не получается. Здесь нет рецептов. Только после первого успеха можно пытаться его какое-то время эксплуатировать. Коль уже женская половина населения полюбила эту дырку в подбородке Серова и Сашка стал для них другом, любовником, мужем, братом, то почему не воспользоваться, но при этом не уронив ни его достоинства, ни потеряв своего лица как композитора. А нужно же еще оставить за собой право работать с другим исполнителями».
(ВЗЯЛСЯ БЫ ПИСАТЬ ХИТ ДЛЯ 20-ЛЕТНИХ)
«Нет! Потому, что я не попаду. В их эстетике я буду смешон. Да, я могу взять модного аранжировщика, ди-джея, человека, который даст текст, в котором не больше трех слов. И, может быть, попаду в эту эстетику. Но это уже будет не мое. Я буду работать под кого-то. Значит, хит не получится. И мне это, что самое главное, не нужно. У меня свои замыслы. Я готовлю новый альбом с Ларой Фабиан. Кроме того, уже два с половиной года работаю над собственным альбомом, в котором играю популярную классику в стиле «лаунж».
(ХОТЕЛ ЛИ РАНЬШЕ, ЧТОБЫ ЕГО УЗНАВАЛИ НА УЛИЦЕ)
«Не знаю. Был ли я готов к популярности? Не уверен. Как воспринял славу? Достаточно приятно. А вот Саша Серов не был готов. Поэтому, может быть, в первое время его по башке очень сильно ударило. У него и депрессии были. Мог целыми днями лежать, отвернувшись к стене, ни с кем не разговаривать. Он стал бояться людей. Незнакомых, конечно».
(МОЖНО ЛИ ПРЕДСКАЗАТЬ БУДУЩИЙ УСПЕХ ИСПОЛНИТЕЛЯ)
«От настоящей звезды, уже состоявшейся или только пробивающей себе путь, исходит свечение. Я его вижу. Не знаю как, но вижу. С такими людьми работаю с удовольствием. Дело даже не в голосе. Свечение для меня важнее. А еще огромное значение имеет сексуальность. У Серова такой сексуальный голос! У него есть такие нотки, которые страшно волнуют женщин. Это вопрос не верхних нот или нижних. Многие до сих пор говорят, что у Саши есть такое в голосе, что некоторые женщины больше любят его слушать, чем смотреть на него. Хотя он гармоничен, как мне кажется, во всем».
(О НЫНЕШНИХ ОТНОШЕНИЯХ С СЕРОВЫМ)
«Мы не раз ругались, но при этом остаемся друзьями. Я обязательно показываю ему свои новые работы. С той же Фабиан. Или Дмитрием Хворостовским. Его мнение для меня крайне важно. Саша говорит, что ему понравилось, что нет. А что он бы и сам мог спеть».
(ПОЧЕМУ НА СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЕ НЕТ БОЛЬШИХ ФИГУР)
«Может быть, это публика виновата? Раз ее устраивают такие песни, их и крутят. А впрочем, во все времена были великие и те, кто рядом. С Михаилом Светловым произошла такая история когда-то. На очередном съезде Союза писателей подошел к нему один писака. Именно писака, подчеркиваю, и говорит: «Да, тяжело сейчас нашему брату писателю!» А Светлов отвечает: «А что, ваш брат — писатель?» Знаете, Высоцкий — это Высоцкий, Пугачева — это Пугачева. А все, что сейчас, действительно мелкого размера. Но это уровень, который культивируют радиостанции. Кстати, федеральные телеканалы особо этим не занимаются. Им неинтересно раскручивать песни или певцов. Сегодня им интересно взять уже популярных певцов, дать им боксерские перчатки — пусть дерутся, прыгают с парашютом, желательно не открывающимся. И тогда у них будет рейтинг!»
(КТО В ИХ СЕМЬЕ САМЫЙ КРУТОЙ)
«Самая крутая у нас моя младшая дочь Саша. Меня она убирает просто на раз. Находит такие слова… Мы с ней каждый день по телефону разговариваем. Я у нее, например, спрашиваю: «Ты что сейчас делаешь?» А она отвечает: «Прямо сейчас? Целую телефон, из которого слышен твой голос!» Вот так. Ей восемь лет, а она уже все понимает. Или говорит: «Ты мой принц, я выйду за тебя замуж». «А как же мама?» — «Она себе другого найдет!»
(О СЕМЬЕ И РАБОТЕ)
«Песни были и до семьи. Мужчина прежде всего должен быть востребован в творчестве, в работе. Но если у него нет настоящего тыла, тоже плохо. Когда у тебя крепкая семья, хорошие дети, тогда и в творчестве все замечательно, и в бизнесе. И друзья у тебя тогда нормальные. Это и есть гармония. А когда из нее что-то выпадает, это уже неполноценность. Если семья ненормальная, то уже тяжелая неполноценность».
(СТРЕМИТСЯ ЛИ ЕГО ЖЕНА К СЛАВЕ)
«Конечно, она стремится к этому. И ответ Чемберлена состоит в том, что Оля выпускает теперь с французами духи. Я согласен со старой истиной, что за каждым успешным мужчиной стоит успешная женщина. Успех моей жены заключается еще и в том, что она много сил положила на воспитание наших детей, содержание дома в порядке и уюте. А ведь это не один дом, и даже не одна страна».
(О ЖЕНЩИНАХ)
«В моем восприятии, если говорить серьезно, женщина прежде всего — это дом, семья, забота о детях. Но мужчина должен понимать, что любая женщина хочет сохранять свою индивидуальность».
(ЧТО ИЗМЕНИЛА В НЕМ ЕГО ЖЕНА)
«Во мне? Прежде всего постригла. Сказала: чем меньше волос, тем короче их надо стричь. Во-вторых, заявила: «Я окончила финансово-экономический институт в Питере и точно знаю, что не надо бояться больших расходов. Надо бояться маленьких доходов!»
(«Факты и комментарии», 16.12.11)