«Телевизор» - «Отечество иллюзий» ****

«Геометрия». Переиздание диска осуществлено в декабре.

В воздухе ощутимо запахло революцией, и нет лучшего повода для того, чтобы переслушать самый знаменитый альбом группы «Телевизор» - «Отечество иллюзий» 1987 года. Лейбл «Геометрия» удивительно угадал со сроками переиздания, хотя вряд ли это было сделано специально – просто совпало, что очередной увесистый академический труд издательства, совмещающий классический альбом и DVD с архивными съемками, оказался готов и выпущен как раз вовремя. Впрочем, никакой практической пользы для нынешних «декабристов» «Отечество иллюзий» принести не может. Но это отличный способ вспомнить о том, что разрушению подвержена даже самая неприступная крепость – борьба ленинградского музыканта Миши Борзыкина против советской власти закончилась отнюдь не победой последней. Одним из мощнейших орудий музыканта оказался альбом «Отечество иллюзий» - послушав его, многие поняли, что говорить правду не так уж и страшно.

По сравнению с нынешним фейсбуком, это орудие кажется довольно вялым. Сейчас сотни уважаемых людей открытым текстом сравнивают «национального лидера» с контрацептивом и вообще в выражениях не стесняются, а тогда единственная песенная фраза «рыба гниет с головы» создала Михаилу Борзыкину репутацию опасного якобинца. С позиций юного интернет-юзера, в альбоме «Отечество иллюзий» нет ничего такого уж смелого – но четверть века назад невероятно глубокими и отважными казались даже вполне абстрактные намеки музыканта на власть. Публика, привыкшая читать между строк, выискивала между строк «кто может отнять мои сны?», «с этими ты или с теми? Гласный или согласный?», «за нами следят, начиная с детского сада, добрые тети, добрые дяди» или «полуфабрикаты – это всё, что я вижу» вполне однозначные антисоветские смыслы, а Борзыкин подливал масла в огонь, выступая в маске Горбачева и разбавляя абстракции прямыми лозунгами – про ту же рыбу или про папу-фашиста. Слегка осмелевшие музыкальные передачи, впрочем, номер про фашиста так никогда и не показали – зато показали клип «Сыт по горло». Очень боевая песня благодаря телевизору стала одним из главных хитов «Телевизора» - и хотя текст скорее протестовал против зажравшегося мещанства, аудитория однозначно считала, что лирический герой сыт по горло советской властью. Надо ли говорить, какие трактовки получил образ «трех-четырех гадов», что «мешают мне жить»? Тогда казалось, что сместив этих гадов, мы никогда уже не допустим восшествия на престол каких-нибудь новых…

При этом в музыкальном отношении «Отечество иллюзий» наследует «нововолновым» традициям альбома «Шествия рыб». Обилие клавишных партий местами вступает в противоречие с рублеными текстами Борзыкина. Альбом, признаться, звучит совсем не гармонично – ловко совмещать электронный саунд с революционным запалом «Телевизор» научится гораздо позже. Как бы то ни было, развлекательного синтипопа от Михаила Борзыкина в конце 80-х ждали менее всего – за невероятную смелость, от которой захватывало дух, его группе прощались любые корявые ноты. Главная ценность «Отечества иллюзий» - в том, что альбом появился тогда, когда почти никто не верил, что пластинки, затрагивающие такие темы, вообще могут увидеть свет. Ну а тем, кто хочет глубже изучить этот феномен, будет полезно посмотреть входящий в издание DVD, куда, помимо концертных записей и самопальных клипов, входят и интервью Михаила Борзыкина: «Люди, которые сейчас у власти, занимают свои посты 10-20 лет. Сейчас перестройка на полном ходу, а мы видим все те же лица. И мы не можем им верить». Четверть века назад сказано.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости