«Король и шут» - «Todd. Акт 1. Праздник крови» ***
«Студия Союз». Релиз диска состоялся в декабре.
По факту выходит, что зонг-опера «Todd» - это то, из-за чего распалась группа «Король и шут». Ну не совсем распалась, а перестала быть дуэтом Михаила «Горшка» Горшенева и Андрея «Князя» Князева, чья пара, по меткому выражению Антона «Ботаника» Чернина, «была создана на небесах». Когда Горшок с большей частью коллектива приступил к работе над мюзиклом про демона-парикмахера, Князь его не поддержал. Образовавшееся свободное время он использовал для реализации накопившегося сольного материала. Для его сценического воплощения была создана группа «Княzz», которая очень скоро обзавелась внушительным гастрольным графиком. Трещина во взаимоотношениях между фронтменами все это время росла, и вскоре после выхода альбома «Письмо из Трансильвании» (см. МУЗЫКА от 18.11.11) Андрей Князев объявил о выходе из состава «Короля и шута». Горшенев, который всегда считал, что группу нужно во что бы то ни стало сохранять в полюбившемся поклонникам виде, уже дал резкое и обиженное интервью по поводу бывшего соратника.
Собственно, пока всё говорит о том, что по отдельности у Князя и Горшка получается хуже, чем вместе. На довольно среднее «Письмо из Трансильвании» «Король и шут» ответили саундтреком к первой части «Тодда». Его ждали с большим любопытством: в роли либреттистов выступили Михаил Бартенев и Андрей Усачев, а исполнять партии ключевых персонажей композитор Михаил Горшенев пригласил Константина Кинчева, Билли Новика и Юлию Коган (в продолжении появятся и другие звезды). Текст от автора читает безупречный Вениамин Смехов. В результате саундтрек первой части очень напоминает популярные в Советском Союзе инсценировки для радио – внятный и достойный сюжет зонг-оперы понятен даже ребенку, хотя детям до 14-ти эту кровавую историю я бы не посоветовал. Кстати, вторую часть надо будет послушать хотя бы для того, чтобы выяснить, чем там дело кончилось – на «Празднике крове» сюжет не дошел даже до кульминации. И песни здесь – это не песни «Короля и шута», а четко иллюстрирующие происходящее музыкальные номера. Для Михаила Горшенева это определенно полезный опыт, а вот поклонники группы «КиШ» могут отнестись к зонг-опере как к досадному искривлению в биографии любимого коллектива – и будут по-своему правы.
Композиции альбома совершенно не работают вне контекста спектакля. Не исключено, что «Признание Ловетт» и «Счастье?» попадут в ротации как новые композиции «Короля и шута», однако их тексты покажутся весьма странными, будучи вырванными из своей естественной среды. Да и вообще не стоит рассматривать «Праздник крови» в качестве альбома группы «Король и шут»: это совершенно театральная история. Попытки Горшенева сочинять музыку в разных стилях, может, и не кажутся убедительными, однако скорее всего они вполне адекватны задачам постановки. Приглашенные гости тоже, признаться, не очень сильно оживляют музыкальную палитру – зато интересно понаблюдать, как они справляются с несвойственным им мюзикловым жанром. Особенно хорош здесь Константин Кинчев – в роли Судьи его даже не сразу узнаешь, настолько он перевоплотился. А вот Юля Коган, когда не матерится, как в «Ленинграде», оказывается не столь яркой и провокационной, хотя и исполняет роль любовницы и подельницы Тодда Ловетт.
Кстати, сюжет о парикмахере тяжелой судьбы, который был несправедливо отправлен на каторгу, а по возвращении начал нелинейным образом мстить людям за свои страдания, забавным образом перекликается с текстом одного из первых суперхитов группы «Король и шут» «Ели мясо мужики». Как говорится, человечина должна быть человечной - возможно, весь замысел «Тодда» родился из той страшилки, сочиненной, между прочим, Андреем Князевым.
Алексей Мажаев, InterMedia