«Что-то не так с Кевином»: Разговор по душам *****
Психологический триллер «Что-то не так с Кевином» («We Need To Talk About Kevin», США, Великобритания, 2011, режиссер - Линн Рэмси, в ролях – Тильда Суинтон, Джон Си Райли, Эзра Миллер, Джаспер Ньюэлл) выйдет в прокат 19 января.
В пустом унылом доме живет, вернее, влачит существование Ева (Тильда Суинтон). Раньше у нее была семья – работящий муж (Джон Си Райли), маленькая дочка, замкнутый сын Кевин. Теперь же ее все ненавидят: выливают на дом и машину банки красной краски, не берут на работу и просто бьют в лицо при встрече. Виновата она в том, что не воспитала должным образом сына Кевина, который в детстве из чистой вредности портил все и вся, а потом устроил бойню в школе наподобие той, что показали в своих фильмах Майкл Мур («Боулинг для Колумбины»), Гас Ван Сент («Слон») и Ильмар Рааг («Класс»).
Однако фильм Линн Рэмси рассматривает эту проблему под другим углом. А поскольку сюжет картины изложен, в основном, флэшбеками, зрителю придется потрудиться, чтобы выстроить внятную картину в своем воображении. Впрочем, это того стоит.
Шотландка Линн Рэмси — фаворитка кинофестивалей и любимица критиков, ее короткометражные ленты «Маленькие смерти» и «Газовщик» становились победителями в конкурсе короткого метра в Каннах, полнометражный дебют «Крысолов» был отмечен Британской академией премией Карла Формана (с формулировкой «самому многообещающему новичку»), а «Моверн Каллар» удостоилась приза Европейской конфедерации художественного кино и приза молодежного жюри, вручаемого в Каннах.
«Что-то не так с Кевином» получила единодушно положительную прессу и номинацию на Золотую пальмовую ветвь. Не за горами – «Оскар», по крайней мере, в номинации «Лучшая женская роль», ведь Тильда Суинтон, уже награжденная Европейской киноакадемией, в этой картине медленно и мучительно вытягивает из зрителя все нервы и жилы.
Фильм лишь маскируется за своего рода «педагогической поэмой». Всю дорогу героиня Суинтон (и зрители вместе с ней) отчаянно пытаются понять, где именно она допустила оплошность, неужели Кевин появился на свет уже испорченным, с заложенным в характер стремлением причинять боль.
Это – очень страшный фильм, особенно когда – и это очень легко – пытаешься поставить себя на место героини. Ева изо всех сил старается сохранить человеческий облик в полной изоляции, она даже навещает сына в тюрьме, соблюдает некие социальные условности, но за всем этим – стоит просто колоссальная личная опустошенность, ее «маленький личный апокалипсис».
В оригинале фильм называется «Нам надо поговорить о Кевине». Но именно поговорить о своем сыне, обсудить все проблемы Ева не может ни с кем, она не находит поддержки и взаимопонимания ни в семье, ни на работе. Трагедия одиночества, замкнутый круг, из которого никак не вырваться – лейтмотив этой очень тяжелой, но необходимой для просмотра картины.
P.S.: да, отдельно стоит обратить внимание на саундтрек авторства Джонни Гринвуда (Radiohead), который уже написал выдающуюся музыку к таким картинам, как «Нефть» и «Норвежский лес».
Денис Шлянцев, InterMedia