Артемий Троицкий: «Новый срок Путина – это холодная гражданская война»
(ГОТОВ ЛИ СТАТЬ ГУБЕРНАТОРОМ)
«Я готов самовыдвиженцем от Московской области, потому что я там живу, и мне, конечно, там мало что нравится. По поводу этого закона хочу сказать, что закон, судя по всему, неплохой. Я надеюсь, что в Думе его при чтениях не испортят, а, напротив, улучшат, и никаких фильтров там не будет. Спасибо за этот закон, кстати говоря, нашему прекрасному российскому народу. Потому что я уверен, что если бы не было Чистых прудов, если бы не было Болотной, то не было бы и этого самого закона, и не было бы выборов губернаторов. С другой стороны, я могу сказать, что если бы не было бы пресловутой рокировочки 24 сентября, то, как мне кажется, не было бы ни Чистых прудов, не было бы Болотной. Вообще все происходило бы совершенно по-другому.
Вот представьте себе, что Медведев идет на второй срок. То есть понятно, что сослагательное наклонение, но я думаю, что не было бы всей вот этой бузы, которая сейчас, ну, надо сказать, к моему немалому удовольствию, развернулась. Пошел бы Медведев на второй срок, скорее всего выиграл бы, все было бы более или менее тихо-спокойно. То есть вот то, что произошло 24 сентября, это какая-то просто загадочнейшая и роковейшая ошибка. То есть, в принципе, это сделано в ущерб элите так называемой нашей властной и олигархической, это сделано, хуже того, в ущерб системе, которая просто дает сбой за сбоем и разваливается. Все это позорище 24 сентября было сделано фактически в угоду одному единственному человеку, а именно Владимиру Путину. Почему так произошло, вот это, на самом деле, очень загадочно. То есть у меня есть соображения, но они настолько смутные, настолько смелые... что я ими делиться не стану».
(ЗА КОГО ЕМУ НЕ ПРОТИВНО ГОЛОСОВАТЬ
НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ)
«Как бы не очень стыдно и не очень противно – это Явлинский и Миронов. Явлинский, конечно же, за свою долгую жизнь в политике практически ничего не сделал, и это большой минус. С другой стороны, за свою долгую жизнь в политике он себя никак серьезно не скомпрометировал и это, конечно, плюс. Так что Явлинский – возможно, не исключаю. За Миронова просто потому, что, скажем, на парламентских выборах я голосовал за партию «Единая...» Тьфу. Елы-палы. Какая чудовищная оговорка! Ну, что я могу поделать?.. Что я могу поделать, если у всех этих партий одинаковое название? Я, кстати, в одном фильме, который, к сожалению, положили на полку, под названием «Псевдоним для героя», с Гошей Куценко в главной роли, я там играл лидера партии «Любимая Россия». Короче говоря, я голосовал за Россию, но «Справедливую». Просто потому, что мне, в принципе, импонирует их социал-демократическая программа, и там есть некоторые симпатичные люди. Если, скажем, была бы Оксана Дмитриева от этой партии, я думаю, что 100% я голосовал бы за «Справедливую Россию». Миронов у меня некоторые сомнения вызывает».
(ЧЕМ ЗЮГАНОВ ЛУЧШЕ ПУТИНА)
«Как я уже сказал, в первом туре я не буду голосовать за Зюганова определенно. Во втором туре без тени сомнения в клинче против Путина я проголосую за Зюганова. Не потому, что он такой хороший (то есть ничего хорошего нет), а потому что Путин – это еще гораздо хуже. К Зюганову у меня есть претензии большие. Главная претензия состоит в том, что он там хоть и не кроваво-красный, такой, бледно-розовый, но все равно сталинист. Я считаю, что это, в общем-то, преступная черта, поскольку считаю сталинизм преступлением. Претензии к Зюганову есть, но, по сравнению с Путиным, он не особо белый, как я уже сказал, а зефирно-розовый. И хотя и побитый уже политической жизнью, но слегка пушистый. Голосовать за Путина – это абсолютно исключено, потому что новый срок Путина – это война. Новый срок Путина – это холодная гражданская война. Кстати, ловите копирайт – никто еще не говорил «холодная гражданская война». Холодная гражданская война по той простой причине, что практически все или, по крайней мере, огромная часть умных, энергичных и не подлых людей России (а таких людей у нас в стране, слава богу, многие миллионы, может быть, десятки миллионов) Путина и всю его эту вертикаль отсоса категорически уже не переваривает. Не могут они уже сосуществовать под Путиным. Некоторые из них выступают активно, большинство по-прежнему пассивны. Но имеется совершенно определенный, причем жесточайший антагонизм между, с одной стороны, Путиным и его свечным заводиком и, с другой стороны, лучшей, как сказал Владислав Сурков, частью нашего российского населения. Это будет холодная гражданская война, гражданское неповиновение и так далее. Может, в принципе, вполне перерасти и в войну тепленькую. Не дай бог горячую. То есть голосовать за Путина – это не голосование за стабильность, как многие наивно полагают. Так думают люди, еще гораздо более наивные, чем я.
Но если брать более или менее современную историю России, у нас было довольно много руководителей - и президентов, и генсеков, и премьеров. Надо сказать, что хуже Путина не было никого. То есть не было никого, кто был бы настолько коррумпирован, никого, кто был бы настолько алчен, никого, кто с такой степенью цинизма добивал бы страну. Поэтому кто угодно, хоть собака Кони, но кто угодно лучше, чем Путин. Кто бы другой, помимо Путина, ни пришел, это будет означать какие-то перемены. Вы знаете, есть популярная такая загадочка, что лучше или что хуже - ужасный конец или ужас без конца? Так вот я хочу сказать, что Путин – это ужас без конца. Ужасный - читай зюгановский – конец – это, все-таки, конец. А следом за каждым концом бывает новое начало».
(О ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ)
«Если говорить о деятелях культуры, тут, напротив, все очень плохо. То есть я думаю, что нет в нашей стране ни одной прослойки настолько же трусливой, позорной и болотистой, как деятели культуры, особенно так называемая культурная элита. Почему? А вот вы посмотрите, кто высказывается, кто ходит на митинги. Это один телеведущий, это 2 писателя, это один киноактер, это 1-2 певца. И все. Это даже не 1% от нашей всей этой культурной вампуки, это 0,5 или 0,005 процента. Очень и очень мало. Я, кстати говоря, был, вообще говоря, об этой прослоечке лучшего мнения. То есть был наивен и питал иллюзии. И когда я выступал в Петербурге на Пионерской площади 10 декабря, я как раз обращался к ним и называл конкретные фамилии людей, несомненно, талантливых и людей, которых я уважаю. И говорил: «Вот в этот час вы должны быть со своим народом...» Раньше, когда всякие активисты мне говорили, там, «Артемий, почему вы не зовете на митинги этого, этого? Это же все ваши друзья и так далее», я всем говорил: «Я считаю, что дело Макаревича или Гребенщикова – это, в первую очередь, писать хорошие песни. И вот если они будут это делать, то, в общем-то, им зачтется». Сейчас, я считаю, ситуация изменилась, потому что пиковая у нас сейчас ситуация. И просто сидеть в своей башенке и писать хорошие песни – этого мало, как было сказано в стихотворении Арсения Тарковского. Этого мало. Сейчас надо делать больше, если ты хочешь быть человеком с чистой совестью. Тем не менее этого не происходит. И это при том, что я абсолютно уверен, что, естественно, среди вот этой нашей культурной элиты и всех этих наших преуспевающих деятелей эфира имеется какое-то количество идиотов, имеется какое-то количество подлецов и карьеристов. Но большинство из них – это умные, нормальные люди. Я абсолютно уверен, что все эти умные нормальные люди, будь это Иван Ургант, Жанна Фриске, какой-нибудь там Евгений Миронов и прочие-прочие, все они просто, будучи нормальными людьми, они прекрасно знают цену В.В.Путину и той жуткой ситуации, которая сейчас имеется в нашей стране. Цену выборам прошедшим, цену выборам предстоящим и прочее-прочее. Они это все прекрасно знают. И, может быть, в кругу своих семей они это все обсуждают. Ну, не могут они этого не понимать в силу... Вот это называется «трусость» в чистом виде. То есть ради своих телеэфиров, ради своих госзаказов. Да, ради своих корпоративов. А почему ради своей семьи? Вот у меня ничего этого нет, абсолютно. Тем не менее я зарабатываю, и семья моя себя неплохо чувствует. Естественно, я зарабатываю, может быть, раз в миллион меньше, чем Иван Ургант. Ну а зачем Ивану Урганту по 100 тысяч евро за то, что он 10 минут рот где-то на корпоративчике пооткрывал? Да нет. Это в чистом виде трусость. И это, конечно, очень разочаровывает».
(«Эхо Москвы», 16.01.12)