«Опасный метод»: введение в психоанализ ***
Премьера фильма «Опасный метод» («A Dangerous Method», Германия-Канада-Великобритания-Швейцария, 2011, режиссер - Дэвид Кроненберг, в ролях - Кира Найтли, Вигго Мортенсен, Майкл Фассбендер, Венсан Кассель, Сара Гэйдон, Андре Хеннике) состоялась 25 января в кинотеатре «35 мм».
Карл Густав Юнг (Майкл Фассбендер), одержимый психоаналитической методой своего учителя Зигмунда Фрейда (Вигго Мортенсен), берет трудного пациента – неуравновешенную психически, но прекрасную внешне Сабину Шпильрейн (Кира Найтли). Со временем оба ученых попадают под чары пациентки, а учение психоанализа развивается и дополняется.
Канадский режиссер Дэвид Кроненберг достиг такого статуса, что может экранизировать телефонный справочник, и это станет предметом горячих споров – что уж тут говорить о такой интригующей и многообещающей теме, как молодые годы отцов-основателей психоанализа.
Завоевав признание в основном как постановщик безжалостных хорроров, основной темой которых была мутация человека («Муха», «Видеодром», «Обед нагишом»), в последнее время Кроненберг переключился на более «традиционные» постановки. Его драматические триллеры «Оправданная жестокость» и «Порок на экспорт» открыли новые грани таланта канадского режиссера. Впрочем, своей любимой теме – мутации – он никогда не изменял.
«Опасный метод» исследует психологические мутации, с которыми пытаются бороться Юнг, Фрейд, а также примкнувший к ним «анархист психоанализа» Отто Гросс (Венсан Кассель). Прежде всего на себя обращает внимание детальное воспроизводство атмосферы начала XX века – настоящий рай для дотошного историка, затем – потрясающие актерские работы, хотя многим игра Киры Найтли может показаться чересчур истеричной, надуманной и нацеленной на очередной «Оскар».
Сценарий «Опасного метода» очень литературоцентричен (в его основе лежит пьеса Кристофера Хэмптона «Лечение разговором»), что не может не подкупать. Диалоги и монологи персонажей – в основном, посвященные сексуальным отношениям – держат зрителей в напряжении.
Впрочем, из-за обилия разговоров о сексе, но не самого секса, фильм может показаться суховатым и безжизненным, особенно по меркам Кроненберга. За весь фильм Юнг пару раз отшлепал свою пациентку – разве можно так сильно обманывать ожидания зрителей, сетует рецензент Newsday.
Проблема с «Опасным методом», как нам видится, в следующем: в нем почти нет Кроненберга. В романтических сценах со всеми полагающимися красотами режиссер явно скучает и оживляется лишь тогда, когда в кадре появлялся похотливый Отто Гросс. Это довольно стандартная разговорная драма, рассказывающая о том, как «поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Поклонники Кроненберга останутся в недоумении – ведь даже русская клюква («Порок на экспорт») у него получалась на редкость съедобной.
Почитатели Фрейда и Юнга мало что вынесут из «Опасного метода», а люди, не знавшие о психоанализе (если таковые имеются), вообще не поймут, что за «опасный метод» такой - где опасность, о чем вообще речь?
Денис Шлянцев, InterMedia