Алексей Горшенев – «Горшенев–Есенин. Душа поэта» ***
Thankyou.ru. Релиз диска состоялся 4 января.
Лидер группы «Кукрыниксы» записал альбом на стихи Сергея Есенина, к которым он сочинил музыку. Ну что ж, не он первый, не он последний. Хотя… На месте Алексея Горшенева я бы поосторожнее относился к наследию «похабника и скандалиста» - многие деятели культуры примеряли на себя есенинские маски или пели его песни на собственные мелодии, и ничего великого из этих попыток не получилось. Хорошо, что у младшего Горшенева нет ну никакого портретного сходства с Есениным. Скорее наоборот: где у Сергея блондинисто и кучеряво, там у Алексея брюнетисто и патлы свисают. А наличие похожести сгубило… ну не то что бы сгубило, но сильно подкорректировало творческий путь некоторым актерам, начавшим путать себя с Есениным. Вот Сергей Никоненко – нормальный вроде дядька и актер неплохой, но нездоровым блеском начинают блестеть его глаза, как только речь заходит о Есенинском культурном центре или обстоятельствах гибели поэта. Актера Безрукова даже назвали в честь Сергея Есенина, что серьезным образом отразилось на его судьбе, полагаю, что не только творческой. Начав с изображения Есенина в кино и театре и практически слившись с этим образом, Безруков на этом не остановился и принялся перевоплощаться в Пушкина, Высоцкого, далее везде – несмотря на анекдотические фразы «спасибо, что не Безруков», остановиться он уже не может. А всё, напоминаю, началось с Есенина.
У музыкантов тоже с Есениным отношения неоднозначные. Многим хочется сделать его стихи своей песней, но не у всех получается. Лучше всех вышло у группы «Монгол Шуудан» - версия «Москвы» получилась действительно замечательной. При этом песня так и осталась единственным общеизвестным хитом Валерия Скородеда и Ко. Не высоковата ли плата за единоразовое приобщение к гению? Два альбома песен на стихи Есенина выпустил «уголовный бард» Александр Новиков, и выглядели они как дорогой подарок самому себе, а не как акт сохранения наследия. Странным образом талантливая поэзия рядом с ординарной новиковской музыкой увяла. Честно говоря, раньше у музыканта и без Есенина получалось неплохо, а теперь и с Есениным не катит. Малинина, на пике своей популярности перепевшего «Забаву», оставляем за скобками, потому что это был вариант запевшего Безрукова – со всеми штампами, прилагающимися к расхожему образу Есенина. Есть еще композитор Павел Есенин, певший все мужские партии за штатных солистов группы Hi-Fi, и певица Елена Есенина, которая кинула продюсера Пригожина, придумавшего ей этот псевдоним.
Проект Алексея Горшенева тоже вряд ли станет для него триумфальным. Он повторяет максимальное количество ошибок предшественников. «Стремление музыканта привлечь внимание людей к серьезной литературе» нетрудно принять за попытку по-легкому надыбать качественных стихов, а во всем проекте куда больше Горшенева, чем Есенина, по крайней мере ментально и настроенчески. С другой стороны, в этом есть некая честность: понятно, что это не Есенина рисуют нам таким мрачным и «готишным», а сам исполнитель в типичном для себя ключе преломляет тексты поэта. Впрочем, кое-где Есенин бесцеремонно вторгается в пространство своего переосмыслителя и заставляет слушать в первую очередь стихи, а не пение: «Письмо от матери», «Отрекаюсь скандалить», «Грубым дается радость» и «Черный человек». Типичной проблемы «кукрыниксовских» альбомов сольник избежать не смог: слишком однообразна исполнительская манера, невозможно на ней сосредоточиться дольше трех-четырех песен. Однако приятно, что горшеневская «Забава» совершенно не похожа на малининскую версию.
Алексей Мажаев, InterMedia