Василий Шумов: «Музыкант не должен лезть в политику? Так говорят приспособленцы»
(ОБ АЛЬБОМЕ «МНЕ ХОРОШО, ЧАСТЬ 1»)
«Альбом планировался задолго до сентября 2011-го. Песню «Танец пуделя» я впервые исполнил год назад, многие другие песни были записаны до «рокировки». В сентябре, когда Путин удивил своим заявлением весь мир, альбом был в процессе записи. Дело же не в самом факте рокировки. Для меня она не стала сюрпризом, к этому все шло, поэтому содержание и направленность песен остались без изменений».
(О БЕСПОЛЕЗНОСТИ БОРЬБЫ С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ)
«Мне на протяжении всей музыкальной карьеры говорят подобное. В СССР меня спрашивали, зачем я написал песни «Времена года» и «Мой район». В 90-е годы задавали такой же вопрос про «Химическую зависимость». Как показала практика, мои песни имеют свойство несколько опережать свое время. Приспособленцы разглагольствуют, что музыкант должен заниматься музыкой и не лезть в политику. Но я считаю, что современное творчество должно находиться в гуще событий».
(О ВОЗВРАЩЕНИИ В РОССИЮ)
«В первую очередь я столкнулся с музыкальным сообществом – и с коллегами «из 80-х», и с новым поколением. И вот там были тотальные апатия и приспособленчество: люди погрязли в корпоративах, в обслуживании частных мероприятий, превратились в лабухов из сферы обслуживания. Фактически они прекратили существование как творческие лица, пульса в них не было. Не у всех, конечно, но у большинства. Мне захотелось что-то изменить».
(О РОССИИ И АМЕРИКЕ)
«В Америке власть никто не узурпировал, там можно поменять власть на выборах. Здесь – невозможно на сегодняшний момент. Так что некорректно сравнивать. Все знали, что Буш максимум на восемь лет, а потом уйдет. Так и получилось. В России власть узурпирована, захватившая ее структура все под себя подобрала и не собирается сменяться. Это вызывает некоторое уныние. С другой стороны, и музыканты у нас оказались слабачками. Они отказались вести за собой хотя бы часть своих слушателей, стали потакать власти, обслуживать, а это, на мой взгляд, только фиксирует творческую кончину. Музыкант не должен функционировать с оглядкой на социальный запрос. Он сам формирует энергетическое поле, пропускает через себя какую-то креативную энергию. Музыкант должен предлагать свое, а не обслуживать других».
(ЧТО ОН ПОЧУВСТВОВАЛ, КОГДА ЛОЗУНГИ МИТИНГОВ ПРЕВЗОШЛИ В РАДИКАЛЬНОСТИ ЕГО ПЕСНИ)
«Я испытывал большую симпатию к тому, что появляются новые идеи, что люди пошли дальше. Не надо забывать, что альбом – это, в конце концов, музыкальное произведение. Через какое-то время по нему можно будет судить о ситуации, в которой мы жили. Сочиняя песни, я не ставил себе цель сделать сборник лозунгов. Просто описывал ситуацию. Рад, что она изменяется».
(ОБ «АКТИВИСТСКОЙ» МУЗЫКЕ)
«Дело в том, что сформулированный мной термин «активистская музыка», или акт-рок, пока настолько новый, что музыкантам приходится разъяснять, что я под этим подразумеваю. Мне присылали хорошие песни, в которых было содержание, но не было этого активистского ядра. Жанр только формируется, это новое явление в нашей музыке, появившееся в конце нулевых.
Я пытаюсь мотивировать музыкантов разных поколений, которые, может быть, находятся на распутье. Всем рекомендую: попробуйте что-то сделать в акт-роке. Кто знает, может, в попытке погнаться за модой кто-то сделает как раз то, что надо, что выстрелит. Пишите песни протеста! Не исключено, что они принесут вам новое вдохновение и второе дыхание, дадут вашей карьере новый импульс».
(ПОЧЕМУ ТАК МАЛО МУЗЫКАНТОВ СРЕДИ ПРОТЕСТУЮЩИХ)
«Боятся потерять приработок и какую-то часть комфорта. Но я считаю, что причины глубже, их надо искать на духовном уровне. Если человек умер как творческая личность, он доживает свой век механически. У духовного существа не может не быть реакции на то, что происходит. А если живешь только как физический организм, можно никуда не соваться и выползать из норки только за гонораром. У многих музыкантов не осталось пассионарности – только механическое набивание желудка и карманов. Многие музыканты за последние десять лет встроились в путинскую вертикаль власти. Они прижились в тепле, их вывозят на корпоративы, показывают по телевизору – и они этим довольны. Им этого хватает, и они боятся это потерять».
(ОБ ИНТЕРНЕТЕ)
«Музыкантам нужно прийти к осознанию факта, что мир изменился, и выпуск альбомов теперь является сугубо творческим усилием, не приносящим денег. К этому привели технологии и развитие цивилизации – довольно неожиданно, но это факт. Музыкантам остается порекомендовать быть в миру с этой ситуацией. Им ничего не остается, как придумать свой собственный способ творческого, креативного существования. Но музыка не закончилась от того, что за диски перестали платить. Музыка востребована».
(«Новые известия», 03.02.11)