«Экстрасенс»: призрачно все в этом мире бушующем ***

Пресс-показ мистической драмы «Экстрасенс» («The Awakening», Великобритания, 2011, режиссер - Ник Мерфи, в ролях – Ребекка Холл, Доминик Уэст, Имелда Стонтон, Люси Коху, Джон Шрэпнел, Дайана Кент, Ричард Дерден) состоялся 7 февраля в кинотеатре «Октябрь».

1921 год. Первая Мировая война унесла множество человеческих жизней, оставила детей сиротами, а родителей – в безутешной скорби по погибшим. Самое время для появления как шарлатанов, якобы вызывающих духов родных и близких на спиритических сеансах, так и настоящих призраков.

Флоренс Кэтхарт (Ребекка Холл) написала популярную книгу, в которой при помощи научных теорий разоблачала мошенников. Кроме этого, она в буквальном смысле занималась тем, что ловила шарлатанов за руку. Однако когда учитель истории Роберт Мэллори (Доминик Уэст) попросил ее посетить закрытый интернат для мальчиков и справиться с призраком, живущим там, она столкнулась с собственными – вполне себе сверхъестественными - воспоминаниями.  

Дебютант Ник Мерфи (ранее работал над телесериалами «Оккупация», «Древний Рим: Расцвет и падение империи») удачно воссоздал унылую безрадостную атмосферу послевоенной Англии, где даже дети боятся шуметь и выглядят привидениями. «Экстрасенс» (или «Пробуждение» в оригинале) позиционирует себя хоррором на классическую и, честно говоря, давно уже поднадоевшую тему «дом с привидениями», где главное – создать тягучую атмосферу чего-то недоброго, а уже потом пугать зрителей многочисленными и громкими «Бу!». Поэтому было бы более правильным воспринимать «Экстрасенса» как психологическую драму с элементами мистики.

По большому счету дебютант Мерфи играет на том же поле, что и Шьямалан со своим «Шестым чувством». Более того, финальный сюжетный твист сделан по этим же правилам. Именно поэтому, в отличие от идеальных ужастиков, где зрителям приходится гадать, что перед ними - сон или явь, сошел ли с ума главный герой или все происходящее реально, в «Экстрасенсе» нет присущего хоррорам напряжения.

Да, зрителю интересно, чем все закончится, он сопереживает главным героям; да, в картине имеются удачные попытки сделать страшно: героиня находит игрушечную модель пансионата и заглядывает внутрь, а призрак – ребенок с искаженным криком лицом – является в самые неподходящие моменты, например, когда героиня принимает ванну. Все научные приборы, с помощью которых героиня надеялась изучить сверхъестественное, оказываются ненужными. Скептицизм отброшен в сторону. Научных объяснений не находится, и в финале Флоренс сообщает, что готова написать еще одну книгу «Толкование призраков».

В целом же «Экстрасенс» по всем признакам - крепкий готический роман с примесью любовной драмы, и поклонникам этого жанра он, несомненно, придется по вкусу.

Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости