«Мартовские иды»: так закалялась пиар-сталь ***
Фильм «Мартовские иды» («The Ides Of March», США, 2011, режиссер - Джордж Клуни, в ролях – Райан Гослинг, Джордж Клуни, Филип Сеймур Хоффман, Пол Джаматти, Мариса Томей, Джеффри Райт, Ивэн Рэйчел Вуд) выходит в российский прокат 14 марта.
Аккурат перед президентскими выборами в российский прокат выходит политическая драма «Мартовские иды», в которой подробно рассказывается об избирательной кампании Говарда Дина (здесь он выведен под именем губернатора Майка Морриса и играет его как всегда обаятельный и безупречный Джордж Клуни), проводившейся во время первичных выборов кандидата на пост президента США от демократической партии в 2004 году.
Демократ Майк Моррис состязается с республиканцем Пуллманом. Моррис блистает на трибуне, безукоризненно парирует нападки соперников и остроумно и афористично отвечает на вопросы прессы – идеальный кандидат. Но насколько искренне он верит в то, что говорит? Кто эти люди, стоящие за его слоганами, бьющими прямо в цель? Знакомьтесь - гениальный, молодой и амбициозный, еще не ставший закоренелым циником политтехнолог Стивен (Райан Гослинг) и его наставник, умудренный опытом Пол Зара (Филип Сеймур Хоффман). Понятное дело, что за сенатором Пуллманом стоит свой «серый кардинал» - искусный игрок Том Даффи (Пол Джаматти). По сути, вся предвыборная гонка превращается в подковерную борьбу политтехнологов. Само собой, не всегда чистую – на то она и подковерная.
Да и политика давно уже превратилась из «искусства управления домом» в грязное хозяйство, поэтому наблюдать за превращением наивного идеалиста и «политического девственника» Стивена в не брезгующего шантажом циника не доставляет особого удовольствия. Но что же делать: политика грязна, но кто-то должен заниматься этим «необходимым злом».
К сожалению, в «Мартовских идах» больше внимания уделяется романтической натуре политтехнолога Стивена (и Райан Гослинг при всем своем обаянии продолжает сохранять деревянное выражение лица, как в «Драйве»), чем метким, лаконичным выступлениям Майка Морриса (в этой роли, понятно, Клуни вне конкуренции).
Эта драма могла бы быть поувлекательнее, герои – более яркими, закулисные интриги и расследования – более скандальными, а пресса – более продажной, но какая-то внутренняя интеллигентность режиссера (собственно, сам Джордж Клуни) и сценаристов (среди которых сам Клуни и Грант Хеслов, режиссер «Безумного спецназа») удерживают фильм от того, чтобы скатиться в пошлятину, бурлеск и морализаторство.
Эта спокойная сдержанная история доставит удовольствие любителям неспешных фильмов для размышлений, поклонницам Джорджа Клуни и Райана Гослинга. «Мартовские иды» пришлись по душе и жюри Венецианского кинофестиваля (номинация на «Золотого льва»), Голливудской ассоциации иностранной прессы (номинация на «Золотой глобус») и, само собой разумеется, Американской киноакадемии (номинация на «Оскар» за лучший сценарий).
Денис Шлянцев, InterMedia