«Железная леди»: бенефис Мерил Стрип ***
Историческая драма «Железная леди» («The Iron Lady», Франция-Великобритания, 2011, режиссер - Филлида Ллойд, в ролях – Мерил Стрип, Джим Броудбент, Сьюзан Браун, Элис Да Кунья, Александра Роач, Эмма Дьюхерст) выходит в российский прокат 1 марта.
Наши дни. На первых полосах газет – очередная кровавая выходка террористов. Героиня фильма - пожилая, ничем не примечательная женщина, - покупает пинту молока в магазине («Пинта молока за один фунт?! Куда катится Великобритания?!») и возвращается домой, где пытается осмыслить свою непростую жизнь. Эта пенсионерка, перебирающая старые фотографии и видеоролики, разговаривающая с призраком мужа, – та самая «Железная леди» Маргарет Тэтчер, первая и единственная женщина, побывавшая на посту премьер-министра Великобритании, вошедшая в историю и изменившая ее своими поступками и высказываниями.
«Железная леди», как и многие баойпики, развивается нелинейно: действие скачет из настоящего (сварливую баронессу Тэтчер в преклонном возрасте блестяще исполняет Мерил Стрип) в отдаленное прошлое (юную энтузиастку, стремящуюся наказать коммунистов и разобраться с профсоюзами, играет Александра Роач).
Тэтчер, уже охваченная признаками старческого маразма, вспоминает, как встретила своего мужа Дэнниса Тэтчера, как он сделал ей предложение, о том, как разбавила подавляющее большинство мужчин в парламенте своими кокетливыми голубыми нарядами. Наконец, внимание уделяется самому захватывающему периоду – когда госпожа Тэтчер, стоя во главе британского правительства, держала страну в изящных, но все-таки ежовых перчатках.
Режиссер Филлида Ллойд в «Железной леди» (это уже вторая совместная работа Ллойд и Стрип после мюзикла «Мамма мия!») создает убедительный портрет Маргарет Тэтчер, но описание той эпохи выглядит поверхностным, собранным из не подходящих друг к другу кусочков мозаики.
Политика женщин не интересует. Казалось бы, шовинистский стереотип, который должен быть разрушен самим появлением Тэтчер, но женщина-режиссер вскользь, нехотя упоминает о роли Тэтчер в британской внутренней политике (равно как и во внешней – очень не хватает, как утверждают историки, переговоров с Горбачевым и другими мировыми лидерами). Филлиду Ллойд интересует Тэтчер как женщина – жена и мать двоих детей, а это не самая сильная сторона баронессы, поставившей политику превыше всего.
По сути, «Железная леди» - бенефис Мерил Стрип, картина держится только на ней. Неслучайно в процессе подготовки к своей роли актриса посетила одно из заседаний Палаты общин британского парламента, где наблюдала дебаты между премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и лидером оппозиции Эдом Милибэндом.
Рискнем предположить, что для Стрип ее героиня чуть больше, чем очередная роль. Актрисе удалось настолько вжиться в образ, буквально – на время – стать «Железной леди», что все комплименты, полученные Мерил Стрип за эту картину (премия Британской киноакадемии BAFTA, «Золотой глобус»), безусловно заслуженны.
Так что, если вам не за кого болеть на «оскаровской» церемонии в номинации «лучшая женская роль», выберите Мерил Стрип – с ее «Железной леди» сложно будет поспорить.
Денис Шлянцев, InterMedia