«Стыд»: Последнее танго в Нью-Йорке ***

Премьера картины «Стыд» («Shame», Великобритания, 2011, режиссер - Стив Маккуин, в ролях – Майкл Фассбендер, Алекс Манетт, Ханна Уэр, Кэри Маллиган, Лорен Омер) состоялась 22 февраля в кинотеатре «35 мм».

Брэндон Салливан (Майкл Фассбендер) – типичный житель Нью-Йорка. У него есть все: апартаменты с шикарным урбанистическим видом, престижная офисная работа, молодость, здоровье. Но некая внутренняя пустота заставляет его бросаться на легко доступных нью-йоркских женщин. Впрочем, мастурбация тоже сгодится. Именно эта неудовлетворенность – называйте как хотите, хоть кризисом среднего возраста – и становится причиной его эротомании.

Брэндон осознает, что с ним что-то не так, испытывает стыд, впрочем, недостаточно сильный, чтобы кардинально поменять уклад жизни, и ищет помощи у друзей, коллег, своей сестры Сисси, непутевой певички (Кэри Маллиган). Но находит лишь кратковременное забвение в объятиях жриц продажной любви. 

По большому счету, «Стыд» - продолжение фильмов из давно уже не модной серии «яппи в опасности». Брэндон – продолжатель дела «Американского психопата» Патрика Бэйтмана или Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба». Жаль только, что «Стыд» - довольно унылая и безрадостная, давящая, пронизанная особенной посткоитальной грустью драма, привлекающая зрителя в первую очередь за счет откровенных сцен.

42-летний Стив Маккуин дебютировал в 2008 году драмой «Голод», в которой детально изучал жизнь боевика ИРА, умершего в тюрьме во время голодовки. После пристального рассмотрения в «Стыде» сексуальных фобий и повадок жителей мегаполиса внимание режиссера привлекло рабство - его следующий проект носит название «12 лет рабства», и без натуралистичных сцен там тоже не обойдется.

Объединяет все проекты (назвать их фильмами не поднимается рука) Маккуина холодная, почти брезгливая отстраненность антрополога, с которой он смотрит на своих героев. Холодная красота небоскребов, идеальная композиция кадра, прекрасные актерские работы… И ничего! Пустота! Никому из персонажей не удается сочувствовать, никто не вызывает ни малейшего отклика, даже когда во время исполнения в баре песни «New York, New York», глаза персонажа Фассбендера наполняются слезами, и зритель впервые видит человека, а не бездушную секс-машину, его жизнь, его прошлое остаются загадкой. Ровно по Цою: дом стоит, свет горит, из окна видна даль, так откуда взялась печаль?

Режиссер не заигрывает со зрителем. Он точно знает, что все умрут в одиночестве. Но на поверхности фильма остаются: дорогие рестораны, флирт, съем, вереница неотличимых друг от друга проституток, секс в различных проявлениях, пустота, безнадежность, стыд. Круг замкнулся.

P.S.: Фильм был номинирован на главный приз МКФ в Венеции, но жюри ограничилось вручением Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль Майклу Фассбендеру. Актер также был номинирован за эту роль на «Золотой глобус».

Денис Шлянцев, InterMedia 

Последние новости