Евгений Дога: «Талант нельзя отпускать бесконтрольно, как лошадь на пастбище»
(КАК СОБИРАЕТСЯ РАСПОРЯДИТЬСЯ ПЛАНЕТОЙ, КОТОРАЯ НОСИТ ЕГО ИМЯ)
«Поскольку она находится не так уж далеко от Земли — всего 149 миллионов километров, думаю, смогу выделить там своим друзьям по шесть соток. Со временем можно будет проводить на этой планете сельскохозяйственные работы, концерты и даже заседания Государственной Думы. Возможно, там будут более благоприятные условия для того, чтобы обдумывать законы, которые сделают нашу жизнь лучше».
(НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ, ЧТО ЕГО ЗНАЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО ВАЛЬСУ ИЗ ФИЛЬМА «МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ»)
«Правильно сказал когда-то Карамзин: «Для того чтобы любить, надо знать». Об этом неплохо вспоминать, когда появляется желание пожаловаться на судьбу: «Нас не любят. Серьезная музыка никому не нужна». Люди, которые знают написанную мной серьезную музыку, любят ее ничуть не меньше знаменитого вальса».
(ПОЧЕМУ ПЕРЕСТАЛ СОЧИНЯТЬ ДЛЯ КИНО)
«Впервые за сорок с лишним лет у меня возникло два года паузы в кино. Кинематограф стал другим и, видимо, такая музыка, как моя, уже не нужна. До чего дошло: современные композиторы хвастаются тем, что пишут, не зная нот. Недавно на вручении премий музыкантам меня поразила одна дама, являющаяся одновременно и поэтом, и композитором, и исполнительницей. Я сидел и думал: «Надо же, какими универсальными бывают люди, а меня природа обидела — я всего лишь композитор!» Кстати, вынужденный перерыв в работе в кино имеет и несомненный плюс: у меня появилось время, чтобы писать академическую музыку. Я о ней все время мечтал, но руки никак не доходили».
(КАК БУДЕТ ОТМЕЧАТЬ ЮБИЛЕЙ)
«Вообще-то, я этот день никогда не отмечаю, поскольку именно в день моего рождения у меня умерла мама. Так что этот праздник окрашен в черный цвет… Собираюсь отметить свой юбилей в Москве, сроки еще не определены, но решение московского правительства уже есть».
(КАК ПЕРЕВОДИТСЯ ЕГО ФАМИЛИЯ)
«В лесном словаре написано: «Дога — особи семейства дуба или украшение на одежде знати». В принципе, это одно и то же — имеются в виду украшения в виде листьев дуба, которые можно увидеть на старинных мундирах. Вообще, если вдуматься, то моя фамилия переводится как… дубина, крепкая порода дерева. А если говорить серьезно, то я очень люблю дуб. Во-первых, он является долгожителем, во-вторых, это благородная древесина. Лучшую домашнюю утварь всегда делали именно из дуба. У меня дядя был большим мастером этого дела, изготавливал бочонки. А за селом, в котором я родился и вырос, находилась потрясающая дубовая роща, куда мы с мальчишками ходили, чтобы собирать желуди на корм свиньям».
(ЧТО НЕ ПРОЩАЕТ ОКРУЖАЮЩИМ)
«У меня аллергия на плохих людей, больше всего выводит из себя чья-то неточность и непунктуальность. Если певица опаздывает на репетицию на пять минут — это грандиозный скандал. Во время концерта я никогда не сижу в зале, всегда нахожусь за кулисами и гоняю исполнителей, чтобы выходили на сцену с точностью до секунды.
Не понимаю людей, которые не могут приложить сверхусилия в нужный момент. Случается, звонят и говорят: «Я заболел, не могу прийти на репетицию». Но ведь бывают в жизни моменты, когда нужно забыть обо всех болезнях и работать через не могу, иначе ничего не добьешься. Раздражает, когда говорят: «Давайте попробуем это сделать, если будет время». Так ведь времени никогда не будет. Не люблю чересчур серьезных людей. Они вызывают у меня недоверие. Симпатизирую людям несерьезным, они искреннее. К тому же серьезность, как правило, признак бесталанности. Люди одаренные раскрепощены, они свободно владеют собой и легко чувствуют себя в любой обстановке».
(КАК ВЫБИРАЕТ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ)
«Бывает, человек появляется в поле моего зрения случайно, как, например, прекрасная певица София Ротару. Но обычно у меня есть критерии, причем, довольно жесткие. Они включают в себя три пункта: талант, молодость и красоту. Удача хочет дружить именно с такими людьми. Бывают и другие случаи, и они нередки, когда по-настоящему великие артисты сохраняют эти качества на всю жизнь. Особенно это касается молодости и красоты, поскольку талант, как правило, дается нам в вечное пользование. Главное, не предавать его и не продавать. Он нуждается в том, чтобы постоянно над ним работать, талант нельзя отпускать бесконтрольно, как лошадь на пастбище».
(О ЧЕМ ЕМУ ПИШУТ ПОКЛОННИКИ)
«Сейчас люди общаются в основном через интернет, но я помню еще то счастливое время, когда они присылали живые, написанные от руки письма. У меня сохранились мешки этих посланий, причем, самых разных, в том числе и с угрозами. Это следствие моей слабости, я люблю писать статьи в газеты и журналы. Но запомнились не плохие, а хорошие письма. Например, письмо от женщины, много лет прикованной к постели. Моя музыка помогает этой женщине жить и сохранять присутствие духа.
Приходилось сталкиваться с самой разной оценкой своего творчества. В метро уличные музыканты исполняют мои произведения для аккордеона и скрипки, чаще всего вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Однажды я шел со своим знакомым, когда аккордеонист играл мои «Ручейки». Знакомый решил поговорить с музыкантом и спросил: «Почему играешь именно эту вещь?» «Потому что платят больше», — ответил музыкант. Но чаще всего пишут: «Я вышла замуж под ваш вальс, благодаря чему семейная жизнь у меня сложилась очень хорошо. Спасибо вам за это!»
(О СВОИХ НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ)
«Одно из них, которое вышло в прошлом году, называется «Джой и его собачьи дела, или Ностальгические фантазии на собачью тему». Второе, посвященное моему коту, «Амур и его амурные дела, или Ностальгические фантазии на кошачью тему». Рисунки на обложке тоже мои. Несмотря на то, что я абсолютно не умею рисовать, сделал это лучше, чем профессиональный художник, потому что чувствую, какими должны быть животные. И кот, и собака уникальные существа — воруют вовсю. Правда, кот «честнее»: если кто-то есть в комнате, не тронет ничего. Но стоит на минуту отвернуться, как все моментально исчезает, а кот продолжает смотреть на тебя честными глазами».
(«Факты и комментарии», 01.03.12)