Сергей Снежкин: «Не читайте газет, не слушайте пошляков»

(ЧТО ЛЕГЛО В ОСНОВУ ЕГО КАРТИНЫ – РОМАН «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» ИЛИ ПЬЕСА «ДНИ ТУРБИНЫХ»)

«Давайте разберемся и вспомним для начала историю обоих произведений. Сначала был написан роман, но при жизни Булгакова он не был опубликован полностью, поскольку редактор журнала, в котором должна была состояться публикация, скрылся за границей. Там произошло что-то загадочное. Более того, роман не закончен, существует несколько вариантов его окончания. Потом, когда Булгаков стал бороться за продвижение романа и за возможность его напечатать, это в итоге вылилось в пьесу. Которая, по сути, являлась насилием над романом. Даже не отрывками из него и не переложением на сценический язык, а насилием. Я уж не говорю о том, что было с самой этой пьесой на ее пути к постановке – об этом свидетельствует сам Булгаков, в частности, в «Театральном романе». Но, как ни странно, какое-то развитие образов, заявленных в «Белой гвардии», в пьесе все же произошло. Увеличился объем диалогового текста, изменились реплики героев. В некоторых случаях реплики разных героев были вложены в уста одного персонажа. В общем, это такая живая авторская история. Поэтому при работе над сценарием я использовал абсолютно все булгаковские тексты, имеющие отношение к этому материалу, включая экземпляр пьесы с авторскими пометами из музея МХАТа. Но я использовал все это для того, чтобы написать сценарий именно по роману «Белая гвардия».

(О РОЛИ МАРИНЫ И СЕРГЕЯ ДЯЧЕНКО В СОЗДАНИИ КАРТИНЫ)

«Марина и Сергей Дяченко, с которыми я лично не знаком, были приглашены продюсерами для написания сценария по роману «Белая гвардия», и они его написали. Но когда в проект пришел я, я написал другой сценарий. Из версии Дяченко я взял рассказ Булгакова «Я убил», вплетенный ими в сюжетную ткань сценария, – эта их находка, на мой взгляд, очень удачна. Кроме того, я позаимствовал у них сцену, где Шервинский поет перед петлюровцами».

(О ПЕРСПЕКТИВАХ ЭКРАНИЗИРОВАТЬ ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БУЛГАКОВА)

«Моя идея, с которой я приступил к экранизации и которой поделился с актерами и продюсерами, действительно заключается в том, что мы должны экранизировать все творчество Булгакова. Эту мысль не надо понимать буквально, но так или иначе нашей задачей было сделать что-то подобное, причем отобразить не только произведения Булгакова, но и его трагическую судьбу. Речь не идет о том, чтобы добавлять в фильм какие-то прямые заимствования или, не дай Бог, готовые «блоки» из других вещей Булгакова, но важно понимать, что «Белая гвардия» – предтеча всего его творчества и эпиграф к его жизни. Иметь это в виду и думать об этом необходимо. Такова была моя режиссерская идея, и мы постарались ее воплотить. Кроме того содержания, которое Булгаков вложил в свои пьесы, рассказы и романы, есть еще и определенные метафизические вещи, которые он декларировал всей своей жизнью, своими высказываниями и действиями. В частности, знаменитым письмом Сталину, в котором он требовал выпустить его за пределы отечества. Немецкая пословица гласит: «большая жажда, маленький стакан», но, тем не менее, у тех, кто делает фильм, должна быть эта большая художническая жажда – так я считаю».

(О ПРОИСХОДЯЩЕМ В РОССИИ СЕГОДНЯ)

«А что сейчас в России происходит? Что говорил незабвенный профессор Преображенский? Он говорил: «Не читайте советских газет». Не читайте газет, не слушайте пошляков. Не обращайте на все это внимания, не надо. Вот у меня сейчас земля горит под ногами, я должен сделать два проекта. Как люди, занятые делом, могут думать об этой дряни? И как можно Булгакова связывать с этим оскотинением?»

(ОРГАНИЧЕН ЛИ СЕРИАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ)

«Мне кажется, что да – все-таки экранное время в этом случае длительное, метраж большой. Это приятно, и это хорошо подходит для работы с литературными произведениями. Сериальная форма – великолепная вещь как для тех, кто берется экранизировать великую литературу, так и для отвратительных халтурщиков, которые могут бесконечно размазывать свою манную кашу, рассказывая ни о чем. Такова специфика нашего времени. Почему на телеканале «Россия-1» приняли решение экранизировать «Белую гвардию», я не знаю – взяться за этот проект мне предложили не представители канала, а мои товарищи-продюсеры».

(О ПОДБОРЕ АКТЕРОВ)

«Мы, то есть я, продюсер Сергей Мелькумов, оператор Сергей Мачильский и наши ближайшие коллеги, всегда проводим так называемые расширенные кинопробы, что бы мы ни снимали. Даже если при написании сценария я заранее вижу в той или иной роли конкретного актера, я все равно приглашаю на пробы как минимум четверых–пятерых возможных исполнителей. Это наше правило, и оно правильное. Это во-первых. Во-вторых, актер – всегда соавтор, если он талантлив и профессионален. В моей работе неизменно получается так: режиссер – диктатор, а актеры – соавторы. Потому что искусство – это соавторство, а режиссура – всегда диктатура, от этого никуда не денешься».

(О СВОИХ ЗРИТЕЛЯХ)

«Наверное, любая экранизация в нынешних условиях имеет просветительскую функцию – помимо всех прочих. Что же касается зрителя, то ничего строго определенного я о нем не думаю и предлагаю остерегаться людей, которые думают о зрителе в терминах вроде «пятьдесят плюс», «домохозяйки» или «средний класс». Мне кажется, что это ужасное пошлое заблуждение. У всех есть телевизоры, и все, кто может их включить, – наши зрители. Вот для всех и надо работать. То, что мы делаем, – всеобщая песнь, а иначе это будет гадким расизмом».

(«Взгляд», 01.03.12)

Последние новости