Андрей Кончаловский: «Будем дальше жить по понятиям и не замечать - жили же тысячу лет!»

(О ВЫБОРАХ)

«Прошли выборы президента, и комментариев по этому поводу вы уже наслушались выше крыши! Выборы доказали, что большинство россиян не видят в данный момент иного лидера, кроме Путина. Как говорится: «Народ всегда прав - ему виднее…» У меня же есть некоторые надежды на изменение политики власти, и я надеюсь, что власть врубится и поймет, что никакие новые школы, больницы, местное самоуправление и самые продвинутые нанотехнологии не избавят Россию от средневековых взаимоотношений между людьми. Феодализм гнездится у нас в каждом чулане, стоптанном валенке, под сиденьем бронированного «Бентли» и в золотых часах «Ролекс» на холеной руке! И муж за рулем «Роллс-Ройса» будет обращаться со своей спутницей в добрых традициях XIV века.

Но пока как Кремль, так и большинство россиян не отдают себе отчета, в каком обществе мы живем. Вот мне и хотелось бы разобраться, на сколько веков мы отстали от Европы. Нам от Европы никуда не деться - мы не Китай и не Индия, на Руси восточное христианство хоть почти и не развивалось с V века - все равно религия европейская».

(О РОССИИ И ЕВРОПЕ)

«Нам очень трудно понять, почему у «нас» не так, как у «них», и мы ищем объяснений то в плохом начальстве, то в 70 годах советской власти, то вообще в неправильном президенте. И что важно - мы не одни задаемся подобными вопросами. Многие мыслящие люди и в Африке, и в мусульманском мире пытаются найти ответ на эту загадку. И никто не подозревает, что ответ будет неожиданным, - на мой взгляд, дело в том, что Россия, подобно ряду других стран Африки и Востока, живет в другом историческом измерении, а точнее, в средневековье. Естественно, мы не знаем и не замечаем этого, ибо невозможно объективно оценить окружающую тебя среду, находясь внутри. Ведь всегда понять других легче, чем себя. Я убежден: разные цивилизации развиваются с разной скоростью. Повторяю, понять это нелегко! Подобно тому, как средневековому человеку было невозможно представить, что в тот момент, когда он просыпается, на другой стороне планеты миллиард людей ложится спать, так и нам трудно ощутить разницу в уровнях исторического развития народов. Разницу в часовых поясах можно ощутить, мгновенно перенесясь с помощью самолета в другую часть света, ибо временная разница вызывает физический дискомфорт - расстройство биоритмов, человек страдает головной болью, засыпает не вовремя и т.д., и нужно некоторое время, чтобы приспособиться к другому часу суток (по-английски это называется словом jetlag). Так вот, применительно к разнице в уровнях развития различных народов я бы использовал понятие «исторический jetlag».

(ПОЧЕМУ РОССИЯ ЖИВЕТ В ФЕОДАЛИЗМЕ)

«Давайте разберемся, чем определяется средневековье и почему мое утверждение, что Россия живет в феодализме, справедливо. Феодализм (от feudum - земельный надел) - европейский общественный строй в средневековой Европе - имел два основных класса: феодалов (землевладельцев) и крестьян, работающих на этой земле и платящих подать владельцу земли. Там была еще такая прослойка вооруженных рыцарей, служилых людей, которые защищали земли феодала от набега иноземцев, захвата, ну вроде крыши, и паразитировали за счет того же земледельца.

Настоящего феодализма на Руси не было, так как не было феодалов, которые могли ограничить власть князя, а были сатрапы, целиком зависящие от Великого князя. А вместо рыцарей были свои служилые - княжеская дружина, которая подобно рыцарям кормилась за счет оброка с земледельца - «тяглового сословия». Поскольку в России не было условий для возникновения независимой буржуазии, служилые люди, кормившиеся за счет труженика, не встречали оппозиции. При Иване Грозном это были опричники, потом становые, чиновники, судьи, губернаторы - это паразитирующее сословие оставалось вплоть до реформ Александра II. Я, конечно, упрощаю исторический процесс, чтобы не заморачивать вам головы. Позже, при советской власти, возникла новая форма паразитизма - партийная бюрократия, и грабеж в СССР осуществлялся при посредничестве государства.

С перестройкой и распадом советской власти народ, получивший первый раз в жизни неограниченную свободу, по-своему воспользовался ею и стал быстро возвращаться к своей естественной культуре. Средневековые традиции русских возродились во всей своей красе! Посмотрите окрест себя - куда ни глянешь, братки и крыши, рейдерства и убийства за отказ платить дань или делиться своими активами! Суды по понятиям и всепроникающая готовность нарушить закон любого представителя власти. Сопротивляться бесполезно: жаловаться некому - судьи глухи! Ссы в глаза, как говорится… Кущевская по всей стране - даже рабство возродилось, недаром в Кущевке судят за это мать Цапка! Что это, как не феодализм?

Почему это так? Каждая эпоха вырабатывает базовые ценности и понятия, которыми руководствуется человек в своей повседневной жизни. У нас эти ценности сформировались там, в средневековье, и с тех пор не изменились».

(ОБ ОТНОШЕНИИ К БОГАТСТВУ)

«Как мы относимся к богатству? Радуемся ли мы, если видим, что наш сосед стал богат? К сожалению, наоборот: «Наворовал, схитрил, словчил - вот бы отнять и разделить поровну!» - эта мысль так и свербит где-то в мозжечке. И хотя эта ненависть бывает справедливой по отношению к изворовавшимся чиновникам, неприязнь ко всем успешным людям в России повсеместна. В феодальном сознании возвышение соседа воспринимается как угроза собственному благополучию.

Вот как описывает его американский антрополог Джордж Фостер: «…крестьянин рассматривает окружающую его реальность как место, где все нужные для жизни вещи (земля, деньги, здоровье, дружба и любовь, положение в обществе и власть) существуют лишь в ограниченном количестве и всегда дефицитны… В типичном крестьянском (читай - феодальном) обществе стойко убеждение, что отдельная личность или семья могут процветать исключительно за счет других. Помните поговорку: «У соседа корова сдохла - пустяк, а приятно!»

(О ДОВЕРИИ)

«Вдумайтесь, кому вы лично верите. И много ли народа верит вам? У нас в России никто не верит никому! Пословица «Оглянись вокруг себя, не имеет ли кто тебя!» - самое яркое доказательство этому. Мы не верим продавцу в магазине, начальнику на работе, офицеру ДПС, законам, судье, прессе, власти. Прошедшие выборы - наглядный пример взаимного недоверия народа и государства, каждый, как на базаре, старается уличить другого в жульничестве. Где в Европе это видано? Низкий уровень доверия - еще один признак феодализма.

Многие из вас и мне не верят, все думают: «Чего он критикует? Ему, значит, выгодно… или у него задняя мысль?»

Чем ниже уровень доверия, тем более вероятность того, что власть, чтобы влиять на исполнение поручений, вынуждена стремиться к централизации, к ручному управлению и в конце концов - к авторитаризму.

В феодальном обществе круг доверия ограничивается семьей и близкими друзьями. Знакомый пейзаж?

Все, что за пределами семьи, вызывает полное равнодушие к проблемам «чужих» или даже враждебность. При низком уровне доверия расцветает средневековое понятие «непотизм» - назначение своих родственников и дружков на всевозможные выигрышные посты. «Семья» как понятие возродилась сразу в 90-е, помните? Достаточно было произнести это слово, и все понимали, о какой семье идет речь.

В современном мире передача родственникам наследства - вполне законное явление, но передача государственных привилегий и хлебных государственных постов своим детям абсолютно исключена!

Что же в странах с феодальной нравственностью? Все места около больших потоков бюджетных денег заняты детьми и родственниками властных родителей, и, конечно, разговора о социальных лифтах и быть не может!

В буржуазных странах круг доверия очень широк. Чем выше доверие в обществе, тем оно эффективнее, тем быстрее решаются все проблемы, начиная от кредита в банке и кончая правительственными решениями. Это объясняется высокой степенью ответственности каждой личности».

(ОБ ОТНОШЕНИИ К ТРУДУ)

«Как может относиться к труду холоп, который знает, что половину, если не больше, у него отнимут служилые люди, что-то заберет сборщик оброка, и ему останется только на пропитание и на следующий посев? Как может относиться к труду земледелец, не знающий, какой будет урожай при таком неустойчивом климате, как в средней полосе России? Но детей кормить-то надо. Поэтому для феодального землепашца, который работает не на своей земле, труд - это бремя, неизбежное зло, а настоящее удовольствие можно получить лишь вне работы…

Знакомая философия? Так большинство россиян и сегодня относятся к своей трудовой деятельности.

А у нас я не вижу, чтобы государство делало хоть что-нибудь, чтобы защитить мелкого собственника от оравы паразитирующих «служилых людей», как пятьсот лет назад».

(О СВОЕМ ОТНОШЕНИИ К РУССКОМУ НАРОДУ)

«Знаю, я опять услышу много оскорбленных возгласов, что, дескать, мне не нравится русский народ, - бредовое обвинение! Любить родину не значит, что надо признавать за ней несуществующих достоинств, надо просто видеть и прощать ей существующие недостатки.

Я не вижу ничего страшного в том, что мы еще в начальной школе цивилизационного процесса. Для меня ученик начальной школы ничем не хуже студента университета, а в чем-то и лучше. В этом смысле я утверждаю вслед за Львом Гумилевым, что мы еще молодая нация. Просто нам еще предстоит сдать экзамены старших классов, прежде чем поступить в университет…

Я жду откровения от Владимира Путина и не знаю, дождусь ли. Ну что ж… будем дальше жить по понятиям и не замечать - жили же тысячу лет!»

(«Комсомольская правда», 13.03.12)

Последние новости