«Валентин Стрыкало» - «Смирись и расслабься!» ****
«Студия Союз». Релиз диска состоялся в феврале.
У Валентина Стрыкало есть проблемы с позиционированием бренда. Вот доказательства: когда на вопрос, «что это ты такое слушаешь», я отвечал «Стрыкало», реакция 146 процентов интересующихся была недоуменной. Приходилось пускаться в дальнейшие объяснения: ну это тот, который пел «Мама, я гей». Тогда до людей доходило – интернетом, слава Госдепу, пользуются все. В связи с вышеизложенным информационная политика проекта выглядит рискованной. Не успел зритель толком запомнить имя-фамилию Валентина Стрыкало, как выяснилось, что на самом деле его зовут Юрий Каплан. Валентин же и Стрыкало некоторое время побыли творческим псевдонимом, после чего оказались названием группы Юрия Каплана. Это вообще не очень удачная идея: на моей памяти из отечественных проектов прижилось только название группы «Кипелов», а попытки Земфиры и Пелагеи называть себя группами соответственно «Земфира» и «Пелагея» провалились, хотя девушки вроде как поизвестнее г-на Стрыкало-Каплана будут.
Песня «Мама, я гей» на самом деле называется «Всё решено», хотя первоначальную известность получила как «Письмо Диме Билану». Стрыкало стартовал в интернете с подборки музыкальных писем различным звездам, которым он предлагал свои песни, выступая в образе житомирского задрота… впрочем, судя по материалу, талантливого мелодиста при этом. Над песнями ржали в тысячах офисов и даже на фестивале пародий «Большая разница». Большинство интернет-героев испытывают большие сложности с выходом в оффлайн, но Юрий-Валентин проявил большую целеустремленность. Правда, стратегия развиртуализации оказалась столь же запутанной, как и поиски имени. Стрыкало собрал живой рок-бэнд, который со зримым удовольствием терзает гитары и записывает развесистые соло. Он даже попытался сочинить несколько более-менее серьезных песен, боевиков, что называется. В то же время Валентин продолжил разрабатывать юмористическую жилу, что явно дается ему легче. И все эти терзания и метания вывалил на уши слушателя в полноценном дебютном альбоме.
Что ж, «Смирись и расслабься» (это строчка из той самой «Всё решено») получился крайне неровным. Великолепные с точки зрения мелодии и текста смешные песни чередуются с абсолютным порожняком – местами Стрыкало даже отказывает чувство юмора (или приобретает какие-то несусветные формы, как в треках «Я бью женщин и детей», «45 лет» и «Сережа», посвященного, кажется, Звереву). Композиции вроде «Отель «Кооператор», «Наше лето» и «Кайен» выдержаны в подзабытом жанре деревенского или провинциального рока: можно было бы сравнить даже с «Сектором Газа», но уж слишком театрализованно и стебно выглядит то, что у Юрия Хоя-Клинских получалось органично. Мы-то иронию оценим, а вот пацаны из «замкадья» – вряд ли. Таким образом, наиболее перспективным направлением для Валентина Стрыкало остается разработка аутсайдерской темы. Лучше всего у него получаются жалостливые песни от женского лица либо от лица изгоя, неудачника, задрота, гея, наконец. Ах, как убедителен он в «Песне для девочек», рассказывающей, как его перманентно бросают подруги. Как точен герой песни «Лишь однажды», вспоминающий свой единственный сексуальный опыт, при этом путающийся в показаниях о том, какого пола был партнер и кто кого трахал (к сожалению, это произведение омрачено ненормативной лексикой, так что при детях его слушать противопоказано). А трек «Рустем» заставил рецензента расщедриться – с некоторым авансом – на «четверку» за весь альбом. Здесь солист группы «Валентин Стрыкало» поет от лица девушки, уходящей от лирического героя к мужчине по имени Рустем: к словам припева «Я ухожу к другому, его зовут Рустем, он КМС по боксу и бизнесмен, и если ты не хочешь больших проблем, просто забудь меня» идеально подходит жалостливый и адски привязчивый мотив. В номинации «Стеб-2012» песня уже вне конкуренции, хотя не исключено, что ареал ее популярности заслуженно выйдет за пределы юмористического жанра.
Алексей Мажаев, InterMedia