Мария Шукшина: «В моей жизни нет ничего, кроме работы и детей»
(О СЕРИАЛЕ «КТО, ЕСЛИ НЕ Я»)
«Обычно сериалы — это любовные мелодрамы, социальная тема в них не отчетлива. В новом фильме тоже есть несколько линий любовных, дружеских отношений, но сценарий зацепил прежде всего острой социальностью. Моя героиня — успешный адвокат, которому волею судеб приходится помогать разным людям — и богатым, и малоимущим. В конце она осмеливается даже вступить в схватку с депутатом. Тот подключает все свои связи в полиции, ГИБДД, лишь бы не быть пойманным на преступлении, но все равно моя Нина его «цепляет» и побеждает. Если честно, на канале даже были споры, стоит ли показывать так откровенно малопривлекательные стороны нашей жизни. Но ведь о них все знают, и я рада, что решили сохранить историю во всей ее заостренности. Получаю огромное удовольствие от материала».
(БЫВАЮТ ЛИ ДОБРЫЕ И ЧЕСТНЫЕ АДВОКАТЫ В РЕАЛЬНОСТИ)
«С одним таким я лично знакома, хотя это, конечно, большая редкость. И потом, в начале фильма она у нас вовсе не столь уж положительна: любит деньги, дорогие подарки, а небогатых клиентов старается отсечь. Но мы показываем и перелом: жизнь опускает ее с небес на землю, усилиями недругов и завистников ее лишают адвокатского статуса, в какой-то момент рушится ее семья: Естественно, депрессия, но затем приходит переосмысление своей жизни, собственных человеческих качеств. Вот что мне в ней нравится — она нашла в себе силы не просто воскресить себя из пепла, но избавиться от звездного самоослепления и полностью себя внутренне изменить».
(О ПРОШЛЫХ РОЛЯХ)
«Что было, то было. Есть любимые роли, есть совершенно проходные — в чистом виде работа. Горячо любимых гораздо меньше».
(О РОЛИ В ФИЛЬМЕ ТОДОРОВСКОГО «КАКАЯ ЧУДНАЯ ИГРА»)
«Именно потому, что она первая, и был дикий мандраж. Профессионального мастерства еще никакого — откуда ж ему взяться? От зажима, непонимания, что делать, у меня тряслось все внутри, хотя никто этого не видел. Я дрожала, а не летала. А любимая роль — это в сериале «Я тебя люблю» Вячеслава Криштофовича. Очень люблю «Американскую дочь» Карена Шахназарова. «Приключения мага» мне нравятся — и сам сериал, и моя работа. К сожалению, почему-то совсем его не показывают. Мне нравится «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина. Ну и «Дело гастронома №1» Сергея Ашкенази — последняя работа на сегодняшний день, про трагическую историю знаменитого директора Елисеевского магазина Соколова, Маковецкий его играл: Вообще мне колоссально везло на режиссеров, партнеров. Замечательный, например, эпизод у Глеба Панфилова в фильме «Без вины виноватые». А лучше всего, когда ты, делая большую роль, проводишь с коллегами на съемочной площадке не три дня, а три-пять месяцев бок о бок — вот тогда результат доставляет истинную радость. Сейчас у нас замечательное взаимопонимание с режиссером фильма «Кто, если не я» Ольгой Ланд. Надеюсь, материал выйдет неплохой».
(О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ РОЛИ)
«Вы еще не представляете, что сейчас Ашкенази для меня пишет! Я почитала — там вообще такая сволочь! (Смеется.) Ну бывают в кино сволочи, так хоть что-то положительное в них есть, а тут — ни одной доброй черты! Больше того вам скажу: у него две героини, суперположительная и суперотрицательная, он спрашивает: какую хочешь играть? Я ответила: конечно, сыграю сволочь. И он: я тоже так хочу. Понимаете, и для актера, и для режиссера это более интересно. Привлекает сыграть то, чего в нас нет».
(ПОМОГАЮТ ЛИ РОЛИ БОРОТЬСЯ С ВНУТРЕННИМИ ДЕМОНАМИ)
«Помогают не роли, а вера. Все мы грешные, и всех нас дьявол старается искусить. Чем упорнее ты стремишься очистить себя от зла, тем сильнее он тебя искушает. Эта внутренняя борьба идет каждый день, каждую минуту».
(О ПРИЧИНАХ МАССОВЫХ ПОДРОСТКОВЫХ САМОУБИЙСТВ)
«Потому что поколение растет бездуховным: без книжек, сплошной компьютер, а по школам ходят какие-то непонятные люди, которые внушают детям нацистские идеи: «бей нерусских», «бей русских»: У меня впечатление, что это специально засылаемые гонцы. По школе своего старшего сына сужу… Ну и ощущение вседозволенности: «что хочу, то творю, в мире есть я, я, я, и ничего, кроме меня и моих желаний». Такой подростковый суперэгоизм как ответ на собственную подростковую же зажатость. И безумное желание побыстрее стать взрослым. А если что-то в этой жизни не устраивает — так же быстро покончить с нею. Конечно, тут виноваты прежде всего родители: нельзя терять связь со своими детьми. Слава богу, с Макаром она у меня еще не потеряна, хотя возраст сложный, переходный — 14 лет. Каждый день мы с ним разговариваем, и он от меня не закрывается, хотя не всегда это дается с первого раза. Я прошу его делиться со мной проблемами. Он отказывается, потом соглашается. Трудно, тем более когда у тебя съемки по 12 часов в день, но другого пути нет. Как у Толстого — любовь воспитывается любовью. В моей жизни нет ничего, кроме работы и детей».
(О ПРОБЛЕМАХ С СЫНОМ)
«Мы нашли у него в карманах легкие наркотики. Это ведь сейчас тоже ходит по школе, не говоря об улице: у наркотического спрута свои агенты, им нужно находить новых жертв, которым они сперва предлагают препараты бесплатно, а потом за деньги. Идет настоящее вытравливание народа на корню. Поговорили мы с Макаром — я и наша няня Надежда Ивановна, которая с нами уже 12 лет, она любит моих детей как своих собственных. Объяснили, что это травля самого себя и медленное самоубийство. Понял».
(ЧЕМ ЕЕ РАДУЮТ МЛАДШИЕ ДЕТИ)
«Радуют тем, что у них этот переходный период, эта гормональная ломка еще не наступили. Они молодцы — ласковые, послушные. Говоришь: ребята, хватит играть, пора заниматься. Им не хочется — какой нормальный шестилетний ребенок предпочтет игре учебу, — но в минуту оставляют игрушки и идут учить, допустим, английский».
(О РАБОТЕ С ТЕАТРАЛЬНЫМИ АКТЕРАМИ)
«А у истинно великих театральных актеров — Чуриковой, Любшина, того же Маковецкого — нет разницы между игрой на сцене и на площадке. Вот у плохих театральных актеров весь театр в худшем смысле слова переезжает в кино, голоса, деланная интонация — чтоб было слышно с 17-го ряда. А в кино другие, внутренние средства и тихий голос. Надо играть глазами, а не руками».
(О САМОМ ПРЕКРАСНОМ МЕСТЕ НА ЗЕМЛЕ)
«Первое, что пришло на ум, — Петра, древний город в скалах в Иордании. Но прекрасных мест много. Да любой выезд на природу прекрасен — не так уж важно, на далекое ли море или в подмосковный лес».
(КАКИМ МАГИЧЕСКИМ ДАРОМ ХОТЕЛА БЫ ОБЛАДАТЬ)
«Как человек верующий отвечу: никаким. Бог и так мне дал звериную интуицию, основанную, думаю, на моей генетической истории, на способностях психолога и на наблюдательности, без которых не освоишь актерскую профессию».
(«Труд-7», 15.03.12)