Fleur – «Пробуждение» ***
Kroogi.com. Релиз состоялся в феврале.
Возможно, в случае группы Fleur о постоянстве следует говорить как о главной добродетели, но не исключено и то, что оно стало для коллектива якорем. Нежноголосые одесситки Ольга Пулатова и Елена Войнаровская при поддержке своего ансамбля эльфийских инструментов продолжают выпускать альбомы, названия которых похожи на названия фильмов Андрея Звягинцева. На этих альбомах Ольга и Елена по-прежнему поют по очереди, не особо варьируя эмоции и красивые аранжировки. В середине нулевых у Fleur случился некий прорыв, связанный с появлением пары радиохитов: благодаря этому гастролей стало больше, а на концерты забредало больше любопытствующих. Все это едва слышно отразилось на песнях группы, но ненадолго. Вскоре Пулатова и Войнаровская с видимым облегчением вернулись в свое доэкспериментальное звучание и камерные залы. Наверно, они не отказались бы от появления нового хита вроде «Шелкопряда», но без него как-то спокойнее – меньше случайной публики, меньше неожиданностей, меньше напрасных ожиданий.
Альбом «Пробуждение» пролегает так же далеко от мейнстрима, как былые дошелкопрядовские работы Fleur. Он предназначен верным поклонникам этой музыки. Это не значит, что «Пробуждение» не может поразить посторонних, но только при условии, что он окажется первым для неофита услышанным диском группы. Тот, кто когда-то послушал и ушел, может не утруждать себя новой попыткой: Ольга и Елена даже не подумали под него подстраиваться. В «Пробуждении» есть несколько заметных песен: «Тридцать семь», «Шиповник», «Спасти», «Маятник вечности», «Оборвалось» и «Спасибо» могут произвести большое впечатление, если застанут слушателя врасплох. Но в общей канве этого, как всегда, неземного альбома они всего лишь первые среди равных: не выбивающиеся из стилистики и настроения, требующие либо полного приятия, либо оставляющие равнодушным. «Пробуждение», пожалуй, не терпит взгляда со стороны и отстраненных рецензий: благодарный потребитель должен погрузиться в альбом до полного растворения, чтобы вдоволь напутешествоваться по его эмоциям и смыслам. А посторонним, наверно, не стоит и пытаться – слишком легко сорваться в раздражение вычурностью.
Но я все же выскажусь со стороны: было бы интереснее не просто плыть по волнам, а наблюдать за каким-то развитием истории Fleur. Развитие могло быть не менее красивым, чем история. В противном случае можно скатиться в воспроизводство приятной, немного занудной фоновой музыки, глубокий смысл которой будет считывать абсолютное меньшинство. Вряд ли это было пределом мечтаний самобытной группы из Одессы.
Алексей Мажаев, InterMedia