Иван Алексеев (Нойз МС): «Протест – хитрая штука, он как знак «минус»
(О МУЗЫКЕ ПРОТЕСТА)
«Слушайте, я вот сейчас читаю новую книжку Пелевина, роман «S.N.U.F.F.». Мне там очень понравился один отрывок, в котором дается определение власти. Я сейчас даже зачитаю. Одну минуту... Вот, это из священной книги орков «Дао Песдын»: «Поистине, искусство властителя сводится лишь к тому, чтобы как можно дольше делать вид, будто управляешь несущим тебя смерчем, презрительной улыбкой отвечая на укоры подданных, что смерч несется не туда». Мне кажется, что в отношении участия и лидерства, о которых вы спрашиваете, действует тот же принцип. Здесь трудно отделить одно от другого. Искусство изображает жизнь, и даже если оно изображает какие-то параллельные миры, это все равно функция от реальности. Так что если говорить об остросоциальной музыке и социальных взрывах, то невозможно разобраться, что тут причина, а что следствие. Есть только этот смерч, который несет нас в непонятном направлении».
(О ПРОТЕСТЕ)
«Протест – хитрая штука, он как знак «минус». Нам не нравится то, что происходит – берем это со знаком «минус» и получаем отрицательное число. Потом приходит следующее поколение, и ему не нравится отрицательное число, в результате оно уже к этому числу приставляет «минус» и получает «плюс». Затем приходит еще одно поколение, которому теперь уже не нравится «плюс», и так далее. Так что протест не может превратиться в ретро на длительное время, не может стать явлением, о котором было бы впору говорить как о чем-то устаревшем».
(ПРОЙДЕТ ЛИ МОДА НА ПРОТЕСТ)
«Действительно, может произойти так, что протестные настроения в итоге набьют оскомину. И произойдет это из-за людей, которые используют протест как тренд без какой-либо внутренней, содержательной подоплеки. Из-за тех, у кого нет внутреннего стимула к тому, чтобы протестовать. Именно они и могут превратить протест в надоевшую заезженную пластинку».
(ЧТО БУДЕТ ПЕТЬ, ЕСЛИ РИТОРИКА ПРОТЕСТА СТАНЕТ НАБОРОМ ШТАМПОВ)
«Вообще-то со штампами у меня разговор короткий – я либо создаю стилизованные штампы и уничтожаю саму их суть (или, по крайней мере, стремлюсь к этому), либо полностью их игнорирую. Я строю свою собственную альтернативную творческую вселенную, основываясь на увиденном и пережитом. Что же касается вашего вопроса, то могу процитировать фразу, которую произносит Гомер в одной из серий «Симпсонов»: «Это задача для Гомера из будущего. Ох, не завидую я ему!» Что делать, если протест надоест? Это интересный вопрос, интересная задача, но я пока не нашел решения».
(О СИТУАЦИИ НЕДОВЕРИЯ К НЕМУ ИЗ-ЗА ПОДОЗРЕНИЙ В ПРОПЛАЧЕННОСТИ)
«Мы справляемся с ней по-своему – выступаем на улице и в прочих не предназначенных для выступления местах. Например, была такая акция – фристайл в поезде «Сапсан», есть соответствующий ролик. Я иду по вагону, выхожу на платформу, пытаюсь найти того, кто меня встречает, и при этом все время импровизирую. Мне реально пытаются набить морду, меня толкают люди, выходящие из поезда. Когда нас спросили, было ли это на самом деле или это постановка, мы ответили, что все снималось в павильонах «Мосфильма», а бабушка, которая пытается оттащить от меня какого-то бухого человека, лезущего в камеру, – это Лия Ахеджакова».
(О ДИСТРИБЬЮЦИИ МУЗЫКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ)
«Думаю, что в ближайшем будущем альтернатив ей не останется. Их уже сейчас почти нет – диски практически не продаются, даже MP3».
(«Взгляд», 21.03.12)