Роман Емельянов, программный директор «Русского радио»: «Нельзя недооценивать слушателей — они нормальные!»
(КАК ДЕЛЯТ АУДИТОРИЮ С «НАШИМ РАДИО» И «ШАНСОНОМ»)
«В том-то и дело, что мы не делим территорию, потому что это абсолютно нишевые продукты. Мы берем лучшие песни вне зависимости от того, какого они жанра. У нас звучит и «ДДТ», и Григорий Лепс, и Баста, и Елена Ваенга. Именно поэтому «Русское радио» всегда остается флагманом. Можно относиться к нему исключительно как к бизнес-проекту, но я считаю, нельзя недооценивать его важность с социальной точки зрения. Потому что самобытность нашей культуры, особенно современной, — это очень важный аспект для России в целом. Достаточно серьезный пласт молодого поколения вырос на продуктах глобализации — это касается одежды, еды, гаджетов да и музыки тоже. И это очень обидно — они отторгают все российское даже не потому, что им не нравится, а потому что они просто не знакомы с этим продуктом. Серьезные бизнес-силы поддерживают некий ореол крутости вокруг всего зарубежного; очень активно навязывается позиция, что надо поднять лапки и делать, как они: если кино, то обязательно Голливуд, если музыка, то только США и Англия. Я считаю, что это неправильно. Россия — огромная страна, где рождается много талантливых спортсменов, режиссеров, актеров, художников, музыкантов… Вопрос в позиционировании и создании благоприятной среды для развития талантливых людей в нашей стране».
(О ПРОГРАММНОЙ ПОЛИТИКЕ)
«Ни моя должность, ни само по себе «Русское радио» не несет в себе ни воспитательных, ни образовательных функций. Это все-таки прежде всего коммерческая радиостанция. Мы зарабатываем деньги на рекламе. И поэтому мы играем те песни, которые нравятся слушателям. Мы не говорим: вы должны слушать такую музыку. Наоборот, мы проводим маркетинговые исследования, понимаем, что нужно людям, и именно это им даем. Наша задача в этом состоит. И исследования, и наши рейтинги показывают, что интерес к русской музыке все равно очень велик. Мне нравится, что наша аудитория и наша песня сохраняет некую «самость», что не происходит жесткого копирования и подражания Западу. Российский народ по-прежнему любит распевность, лиричность. Человеку, который слушает «Русское радио», не все равно, какие слова звучат в песне. А не мне вам рассказывать, что получится, если на листе бумаге взять и дословно перевести любую американскую или английскую песню. В тексты тех же Beatles если вникнуть, то можно повеситься, потому что там нет ничего! «Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя…»
(О КОНТЕНТЕ)
«Понимаете, нам сначала досталось наследство от СССР, когда мы любили именно исполнителей. Вот нравится нам, к примеру, Лев Лещенко, и все, что он споет, воспринимается с огромным восторгом. Сегодня же на первое место выходит контент. Лично вам может не нравиться Игорь Саруханов, но так уж получается, что широкой аудитории, и даже вам, нравится песня «Скрипка-лиса». Мы же не предлагаем вам все творчество этого музыканта, мы предлагаем вам контент — песню. При этом контент должен быть настолько качественный, что даже если вы не испытываете от него восторг, с удовольствием фоном прослушаете и дождетесь следующей песни. И сегодня музыкант должен понимать, что только за то, что он суперзвезда, широкая аудитория его новый материал любить не будет. Это должна быть песня, которая всем понравится. Если сегодня Филипп Киркоров споет новую песню, не факт, что ее полюбит вся аудитория. А у нас слабых песен просто быть не может. В нишевом продукте можно допускать какие-то более слабые композиции, а когда у тебя аудитория очень широкая, ты рискуешь любым неверным шагом потерять достаточно большое число слушателей. Тот же самый Юра Сапрыкин, мой первый программный директор, однажды сказал мне одну мысль, с которой я частично согласен: «Радио как газета: прочитал и выкинул». Никто тебе не позволит жить вчерашними успехами, ты должен людям нравиться всегда — а информационное поле вокруг постоянно меняется. Бывает такое, что молодой музыкант приходит на какую-то радиостанцию, которая крутит русскую музыку, и у него спрашивают: а «Русское радио» это поставило? Вот «Русское радио» поставит, тогда, может, и мы поставим. Мы всегда принимаем на себя вот этот первый удар — ставить или не ставить.
Это один из самых сложных моментов в нашей работе. Потому что маркетинговые исследования мы проводим только тогда, когда аудитория уже познакомилась с песней. Бесполезно спрашивать у человека, нравится ему песня или нет, до того как он ее услышал несколько раз и принял какое-то внутреннее решение. Любой новый материал всегда вызывает раздражение и дискомфорт при прослушивании. И на первой стадии, когда к нам попадает какая-то новая песня, мы, топ-менеджеры «Русского радио», так называемый худсовет, пытаемся субъективно угадать объективную реакцию. Разумеется, без ошибок не обходится».
(ОБ ИНЕРТНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ)
«Если бы это было так, тогда мы бы с вами по-прежнему наслаждались бы исключительно творчеством Эдиты Пьехи и Эдуарда Хиля. Нельзя недооценивать людей — они нормальные! Слушатели голосуют своими деньгами, покупая билеты на концерт исполнителя, скачивая его треки в интернете, ставя музыку на мобильный телефон. Ни в коем случае нельзя воспринимать радио как одностороннее общение: мы вам вещаем — кушайте. Это постоянный диалог и обмен информацией, и только так можно делать качественный продукт».
(О ВЛИЯНИИ «ФАБРИК ЗВЕЗД» НА КАЧЕСТВО РУССКОЙ МУЗЫКИ)
«О, это я вам сейчас отвечу. На мой взгляд, в том, что интерес к внутреннему российскому музыкальному рынку сейчас не совсем на той высоте, на которой мог бы находиться в этой огромной стасорокамиллионной стране, виноваты во многом федеральные телевизионные каналы. На протяжении почти целого десятилетия они кормили аудиторию «фабричными» проектами и потом, чтобы реализовать свой коммерческий интерес или просто амбиции, искусственно пытались раскручивать «фабричные» лица, не пуская в эфир по-настоящему интересных исполнителей. Таким образом, за достаточно большой период времени мы не приобрели практически никаких реально офигенных поп-звезд, хотя такие люди были и есть. А сейчас федеральные каналы сами стали жертвой своей политики: когда у них вдруг происходит та или иная съемка, на которую нужно пригласить каких-то популярных, интересных и раскрученных персонажей, они понимают, что кроме звезд 80–90-х годов или участников какого-нибудь «фабричного» проекта позвать-то и некого. А ведь шоу-бизнес — это целая выстроенная глобальная система, она должна работать как отлаженный механизм на всех уровнях производства. Настоящая звезда должна появляться под вспышки фотокамер, давать автографы, петь свой суперхит — и удаляться в таинственную дымку. А у нас происходит огромная девальвация звездного статуса артистов. Но я очень надеюсь, что эта ситуация в ближайшее время изменится. И, на самом деле, это во многом зависит от самих музыкантов. Они должны понять, что если они клевые и крутые и делают хороший музыкальный продукт, они сегодня уже не настолько зависимы от центрального телевидения, а скорее даже наоборот. Наступает время торжества контента. Медианосители — будь то радио или ТВ — заинтересованы в присутствии у себя лучшего материала, они заинтересованы в артистах ровно в той же самой степени, что и артисты в них. Проходит время бесконечного шантажа эфирами со стороны каналов, потому что очень многие артисты в нашей стране доказали, что, даже не мелькая постоянно ящике, можно добиться очень хороших результатов у аудитории, в том числе с коммерческой точки зрения, и иметь и полные залы, и радиоротации и все остальное».
(О ПЛАТНЫХ РОТАЦИЯХ)
«То, что за деньги можно поставить все на свете куда угодно, — это иллюзия. Вторая иллюзия — если любую песню очень долго крутить по радио и телевидению, то она скоро станет популярной. Это давно уже не работает. Слушатель же не идиот. У него есть возможность настроить сразу несколько радиоточек, и в любой момент, когда ему не понравится то, что звучит на этой радиостанции, он просто переключает на другую. А вот вернется ли — уже вопрос. И тут на кону стоит коммерческая успешность проекта. А основные деньги, да практически единственные, которые зарабатывает радиостанция, — это доход от рекламы. А рекламу мы продаем тем больше и тем дороже, чем больше и шире у нас аудитория. Поэтому мы ни за какие коврижки не можем рисковать любовью нашего слушателя».
(afisha.ru, 30.03.12)