«Аквариум» - «Аквариум ХXI век» ****

Kroogi.com. Релиз состоялся в марте.

«Аквариум», основанный, как и ваш рецензент, в 1972-м, посвящает текущий год празднованию собственного юбилея. Борис Гребенщиков не был бы БГ, если бы свел торжества к пошлому туру, банальному переизданию и славословному юбилейному вечеру. Нет, все выглядит куда как изящнее. Во-первых, 40-летие отмечать не принято – и группа, что там мелочиться, празднует сразу 4.000-летие. Во-вторых, переиздание оказалось не банальным – большинство своих «естественных альбомов» «Аквариум» выложил на «Круги», слушай не хочу, но не забывай поблагодарить материально, если, к примеру, «Электрический пес» вызвал у тебя светлые воспоминания о твоей тогдашней девушке. В-третьих, затеян всенародный трибьют, который наверняка вызовет к жизни какие-то интересные работы. В-четвертых, московский юбилейный концерт будет 6 апреля в «Крокусе» - и он, полагаю, меньше всего напомнит торжественное возложение венков к еле живому имениннику. В-пятых, ко дню рождения «Аквариум» составил и опубликовал на тех же «Кругах» юбилейный сборник. Вообще за 4.000 лет у группы накопилась как минимум сотня песен, достойных называться «лучшими» и даже «величайшими». При этом у публики и Бориса Гребенщикова эти списки не очень совпадали – то, что казалось важнейшим творцу, не всегда находило полное понимание у потребителя, который тут же предлагал свой альтернативный «бест». «Аквариум» вышел из ситуации, исключив из нового сборника песни прошлого века. В альбом вошли только композиции, рожденные на свет после Миллениума. Таким жестом Борис Борисович убивает двух зайцев – лишний раз доказывает, что «Аквариуму» как живому и веселому коллективу скучновато копаться в своих доисторических удачах, и рисует альтернативную хронику выживания мыслящего человека в «стабильнятские» нулевые. К тому же насчет лучших песен ХХI века у группы и слушателя в кои-то веки образовалось трогательное единодушие.

В новом веке БГ все с тем же просветленным прищуром выпускал новые альбомы почти каждый год. Если честно, эти пластинки не так уж сильно отличались друг от друга, хотя мудрые критики умудрялись делать выводы типа «нонче-то он не тот, что вчерась» или наоборот. Но, всем своим видом пропагандируя музыкальную стабильность, «Аквариум» стал автором самых метких и глубоких наблюдений за скучноватой окружающей действительностью. В песнях ХХI века подчеркивается возросшее геополитическое значение Востока («Пока несут сакэ», «Туман над Янцзы», «Аригато», «Человек из Кемерово», наконец), пропагандируется успокоительное значение бытового пьянства («Стаканы»), попинываются расплодившиеся священные коровы («Марш священных коров») и даются рецепты личной борьбы с удушающим социумом – «пора перейти эту реку вброд» («Брод») или «а мне лететь выше, а мне лететь в Солнце» («Сокол»). Толика фирменного гребенщиковского абсурда на актуальном российском материале («Голова Альфредо Гарсии») и несколько красивых светлых мелодий («Трамонтана», «Voulez Vous Coucher Avec Moi») тоже прилагаются.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости