Олег Нестеров: «Даже Чебурашка за честные выборы, не говоря уже о серьезных фигурах типа Крокодила»
(О «МЕГАПОЛИСЕ» И СТРАНЕ)
«Я недавно подметил, что пики активности «Мегаполиса» совпали с определенными фазами в жизни Москвы. 1987 год – горбачевская перестройка, 1991-й – серьезная смена вех. «Лихие 90-е» совпали с нашей музыкальной гиперактивностью. В 2000-е мы практически ничего не сделали – эти гламурные пустоватые годы никак не резонировали с «Мегаполисом». А зарождающиеся 2010-е уже «вынули» из нас альбом «Супертанго».
(ЛЕГЧЕ ЛИ НЕЗАВИСИМОМУ ЛЕЙБЛУ «СНЕГИРИ» В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МУЗЫКИ)
«Конечно, легче. Если раньше мы были вынуждены бить поклоны и вести изматывающие позиционные бои с массмедиа, особенно с радиостанциями, то сейчас эта проблема вообще не стоит. Сейчас на первый план вышли концерты. Это понимаем и мы, и артисты, которых мы подписываем. У нас сейчас вырисовывается артистический пул, который очень точно характеризует десятые годы. Это и Retuses, и Алина Орлова, и наши новые артисты. Десять лет назад ничего подобного не было – это просто факт появившейся новой музыки. У «Снегирей» был период, когда мы выпускали по 30 альбомов в год, а потом пауза, безвременье, когда мы не понимали, стоит ли продолжать – а сейчас уж точно нащупали свою нужность и постараемся работать еще долгое время. Мне кажется, мы буквально наткнулись на золотую жилу – в плане красоты музыки, конечно».
(О «БОЛЬШИХ» ПРОДЮСЕРАХ)
«Воротилам шоу-бизнеса следует посмотреть на старших братьев из политики, чтобы понять, что к чему. Прошлая эра закончилась окончательно и бесповоротно. Такого больше не будет, а будет что-то другое – на мой взгляд, более живое, интересное и правдивое».
(О ПЛАКАТЕ «ЧЕБУРАШКА ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ»)
«Я с гордостью этот плакат носил (смеется): видите, даже Чебурашка за честные выборы, не говоря уже о серьезных фигурах типа Крокодила».
(О ПРОСНУВШЕМСЯ ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ)
«Недовольство достигло предела, когда больше нельзя терпеть вранье и демонстративное нежелание власти считаться с мнением людей. После выборов что-то перещелкнуло, и я уверен, что ни при каких обстоятельствах мы не вернемся в прежнее состояние. Частный пример: я как индивидуальный предприниматель ходил сдавать декларацию в налоговую инспекцию, и в какой-то момент охранник проявил невежливость по отношению к посетителям. Его очень быстро поставили на место. Причем он сам настолько быстро «поставился на место», что я подумал: еще год назад это было бы немыслимо. Тогда налоговая инспекция представляла собой толпы обезумевших людей, которых любой охранник мог заставить ходить строем. Сейчас видно, что все – сознание у людей уже другое».
(О КРОВАВОМ СЦЕНАРИИ)
«Не дай бог. Но я думаю, что к этому может привести только фатальное стечение обстоятельств – знаете, когда у самолета вдруг сразу отказало одно, другое, третье, четвертое. Если что-нибудь одно откажет – ничего, запас прочности есть, он долетит. А отказ всех систем случается довольно редко. У людей, которые вышли на площади и заявили о себе, достаточно взвешенная, умная и достойная позиция, чтобы не скатываться в хаос. Если ждать чего-то такого, о чем вы говорите, – это точно будет исходить не от людей с Болотной и Сахарова».
(ЧТО ДЕЛАТЬ)
«Жить и излучать вокруг себя нормальные человеческие волны. В конце концов, эти волны будут приняты и на уровне охранника налоговой инспекции, и в нижайших муниципальных инстанциях. Дойдут и до самого высокого уровня. Глупо не ловить эти волны, поэтому и общество будет меняться, и политики будут меняться. Масса прекрасных молодых людей должна прийти в политику и, не побоюсь этого слова, в органы управления. Прекрасно, что все это началось. Ведь когда люди пришли на площади консолидироваться и солидаризироваться, выяснилось, что наиболее авторитетны для нас Акунин и Парфенов, а они не политики. У некоторых уже получается забабахать пикничок на 50 тысяч, чтобы всем было красиво. Почему же всю Москву не превратить в пикничок? Конечно, все будет постепенно, но движуха-то пошла».
(О ГАРМОНИИ)
«Наша повседневная жизнь складывается именно из этого: когда автоматический мужчина в трамвае дурным голосом объявляет остановки, это влияет на людей сильнее, чем принято считать. Нужно менять этот культурный слой, работать с ним, как китайское министерство музыки, как бы смешно это ни звучало. Наша страна рождала прекрасные вещи и при царизме, и при коммунизме. Нужно, чтобы они интегрировались в реальную жизнь. Я недавно присутствовал в зале Чайковского на абонементе, где оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки играл советскую киномузыку по оригинальным партитурам. Так вот, эта музыка лечит, создает правильные вибрации. И между прочим, билеты спрашивают за километр до зала. Мы почему-то взяли в Советском Союзе и у империалистов все худшее, что там было, но надо все-таки попытаться перетащить все самое красивое и удачное. Это будет возможно, когда порядочные люди будут управлять всеми процессами и наверху, и внизу. А от артистов и музыкантов требуется побольше правды и того, что будет очеловечивать нашу жизнь, вносить в нее счастье и гармонию».
(ЕСТЬ ЛИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ВЫБИВАЮТ ЕГО ИЗ КОЛЕИ)
«Есть, конечно, но с этим нужно как-то… работать, чтобы не выбивали, чтобы такие моменты не вызывали ответной агрессии. Главное – я стараюсь по крупицам отвоевывать свободу для себя. Это началось в 1988 году, когда я ушел из электроники, перестал быть инженером и работать на заводе. Принадлежать только себе и необходимость быть перед собой в ответе. Это не значит, что у меня сразу появилась исчерпывающая свобода. Наоборот, когда ты сильно зависим от конъюнктуры, от спроса на твою музыку, это ограничивает свободу. Но надо отвоевывать и отвоевывать...»
(«Новые известия», 20.04.12)