Сергей Безруков: «Сегодня гордиться страной не приходится»
(О ДЕВАЛЬВАЦИИ СЛОВА «ПАТРИОТИЗМ»)
«Оно не просто девальвировалось, а обрело уже чуть ли не ругательный характер. Почему это произошло - ответить сложно. Люди сегодня не доверяют власти, и, соответственно, когда власть начинает что-то говорить о патриотизме, само слово «патриот» вызывает отторжение. Но когда слово «патриотизм» звучит в контексте разговора о Великой Отечественной войне, оно обретает свое первоначальное значение. Великая победа - это, может быть, то единственное, что сейчас нас хоть как-то всех объединяет».
(ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ)
«Рассуждая о том, что значит быть патриотом, приходится постоянно помнить: все, что ты скажешь, может быть использовано против тебя. Это и сформулировать-то сложно. Вроде бы ты чувствуешь, понимаешь - а максимально точно не выразишь. Наверное, быть патриотом - значит не оставаться равнодушным к происходящему вокруг, чувствовать себя частью целого - не народа конкретной национальности, а пространства, территории».
(О ПОВОДАХ ДЛЯ ГОРДОСТИ)
«Ну, нефть и газ - это вообще не повод для гордости. Сегодня они есть, а завтра кончились… Увы, сегодня гордиться страной в целом не приходится. Остается гордиться конкретными людьми. Есть хорошие, талантливые музыканты, ученые, спортсмены… Есть просто хорошие, порядочные люди, в конце концов. Да, не получается гордиться нашими сборными, но можно гордиться отдельными спортсменами. Когда хоккеист Павел Дацюк, пусть и выступающий за американский «Детройт», забивает все решающие шайбы, я испытываю чувство гордости. Когда наблюдаешь, как развернулся в Голливуде Бекмамбетов, тоже гордишься! Правда, к этому примешивается чувство обиды. Обидно, что они реализуют себя там, на Западе».
(ЧТО ПРИШЛО НА СМЕНУ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ)
«Мне как раз кажется, что этот вакуум заполнила западная форма. Потребительское отношение ко всему и вся, погоня за наживой, попрание всех моральных ценностей - все это стало нормой нашей жизни. Мы все время опасаемся какой-то угрозы извне, нервно реагируем на американскую систему ПРО, боимся, что нас кто-то может разрушить, и не понимаем, что разложение, разрушение происходит внутри страны. Мы сами это делаем! Но надо помнить: рыба гниет с головы. Кроме того, за последние полгода ситуация в стране все-таки изменилась. А значит, есть надежда, что какие-то изменения начнутся. Хотелось бы, чтобы они были положительными. Власть больше не может продолжать разбрасываться обещаниями и ничего при этом не делать. Нужны поступки - только так можно вернуть утраченный авторитет. Слишком много красивых слов было сказано за последние годы. Но слова эти оказались преимущественно пустыми.
Мне как актеру непонятно какое-то формальное отношение власти к театру и кино. Эти сферы искусства ведь не просто развлечение, а мощнейший идеологический инструмент. Нельзя позволять просто так выпускать его из рук. Но у нас вечно происходит кидание в крайности: либо цензура страшная, либо абсолютная свобода действий. Как бы нам золотую середину-то найти…»
(НУЖНА ЛИ ЦЕНЗУРА В КИНО)
«Конечно! Нужна четкая политика кинопроизводства, понимание, для кого, зачем, о чем и как снимается то или иное кино. А у нас в этой индустрии сейчас полный разброд и шатания. Почему у нас нет до сих пор электронного учета билетов? Почему кинотеатры забирают 50% выручки от проката фильма, без учета того, отечественный это фильм или зарубежный? Пожалуйста, берите половину с голливудских картин. Но зачем своих-то обирать?! Ведь бюджеты отечественных фильмов и американских просто несопоставимы! Я понимаю, что кинотеатры у нас частные, и разговаривать с ними сложно, но власть должна донести до них простую мысль: «Ребята, вы зарабатываете деньги на наших гражданах, в своей стране и при этом поддерживаете западного производителя. Будьте не только бизнесменами, но и гражданами своей страны». Боюсь, конечно, простыми разговорами и внушениями этот вопрос не решить. Нужны работающие законы».
(О ЗАДАЧАХ КИНО)
«Кино должно давать зрителю надежду, показывать варианты решения той или иной проблемы. Посмотрите, какое количество фильмов сегодня несет депрессию, безнадежность… И именно такие картины чаще всего побеждают на международных фестивалях. Тем, кто сидит в жюри, неинтересно смотреть про то, что у нас есть нормальные люди… Я не говорю сейчас о том, что нужно снимать, условно говоря, «Кубанских казаков», выдавая это за правду жизни. Но если ты обозначаешь проблему на экране, то дай в конце картины хоть какой-то лучик надежды!..»
(«Аргументы и факты», 02.05.12)