Нойз МС – «Новый альбом» ****
Thankyou.ru. Релиз диска состоялся 30 марта.
Написанная «на коленке» песня про «лукойловский» «мерседес»-убийцу принесла Ивану «Нойзу МС» Алексееву такую славу, которой он не смог добиться, опубликовав пару десятков очень точных, остроумных и талантливых композиций. После этого от Нойза ждали, что он станет летописцем протестного движения, которому порой так не хватает четких, жестких и смешных формулировок. Протестную тему пытались оседлать многие, но даже проводимые Алексеем Навальным конкурсы типа «Твоя песенка спета» не выявили однозначных талантов. Иван же Алексеев как-то не торопился высказываться на злобу дня, даже когда эта злоба начала зашкаливать. Он ограничился посещением декабрьского митинга и сочинением короткой одноразовой импровизации «Сам гондон» по мотивам известного высказывания В.Путина. Новый альбом, который так и называется «Новый альбом», эту песню не включает, как нет там и других композиций, способных разойтись на плакатики «Болотной».
Сам Иван утверждает, что при всем уважении к гражданским протестам не нанимался иллюстрировать их ежедневными фельетонами. Он настроен, как мы видим в «Новом альбоме», не на описание сиюминутного, а на серьезный разговор о базовых общечеловеческих ценностях – причем ведется он на языке, предельно доступном тем, кто об этих ценностях имеет очень приблизительное представление. Нойз не стал присоединяться к красивым креативным людям с Болотной, хотя они прекрасно поняли бы друг друга ко взаимному удовольствию; вместо этого музыкант опростился до уровня футбольных фанатов и прочей «школоты», чтобы вдолбить им предельно простые истины: расизм – это плохо, фашизм – еще хуже, а будущее кажется безоговорочно светлым только клиническим оптимистам. В стране, где молодежь не учат отличать добро от зла, а вместо этого делят ее по признаку лояльности власти, подобным ликбезом занимается не государство (которому категорически невыгодно появление самостоятельно мыслящих людей), а кто-то из музыкальных кумиров этой самой школоты. Иван Алексеев берет на себя эту миссию, хотя его продвинутые поклонники ждут от музыканта большего: еще более ядреной смеси рэпа, альт-рока и электроники, более жестких рифм и смелых образов. На самом деле всего этого на «Новом альбоме» достаточно – да только развитие очень перспективного артиста идет чуть медленнее, чем хотелось бы. Впрочем, причины изложены выше: артист сам притормозил, чтобы подождать и забрать отстающих, и сам описал это в песне «Пох…исты».
Мы так много написали о том, чего на альбоме нет, что пора наконец сообщить и о том, что там есть интересного. «Вьетнам» - «актуальная» песня о вторжении Америки во Вьетнам – лишний раз декларирует пристрастие Нойза к вечным, а не к сиюминутным темам, а заодно и критикует сетевых хомячков (композиция опубликована еще до того, как хомяк расправил плечи). «Вселенная бесконечна?» затрагивает еще более космические темы плюс является одной из самых интересных в музыкально-аранжировочном отношении треков альбома. «Жадина» - детская песня: на изобилующем ненормативной лексикой альбоме это выглядит почти новаторски. «Yes Future!» - жизнерадостный манифест прекрасного будущего – опять-таки демонстрирует парадоксальность мышления автора: во всем нынешнем русском рэпе меньше позитива, чем в одном этом глумливом произведении. «Болт», «Мы хотим танцевать» и «Танцi» - нойзовское доосмысление одноименных хитов «Ляписа Трубецкого», «Кино» и «Воплей Видоплясова» соответственно, причем песню Виктора Цоя Иван Алексеев превратил в регги. А для вышеописанной юной аудитории Нойз приготовил композиции «Бассейн» (про экстремальный спорт), «Школотой» (про школу), «Друг подруги телки брата» (про смещенный взгляд на источники информации о мире), «Пушкинский рэп» (основы расовой терпимости от лица великого русского поэта африканского происхождения), «Черное/Белое» (изящная антиутопия о поменявшихся местами черных и белых) и «Эдем 14/88» (про фашизм).
В общем, здесь много хорошего, но мало удивительного с претензией на гениальность. Ничего себе претензия к современному музыканту, да? И все же альбом не дает однозначного ответа на вопрос, почему Нойз не стал Окуджавой и Высоцким ХХI века. Не захотел или все-таки не смог?
Алексей Мажаев, InterMedia