Карен Шахназаров: «Я спринтер и не могу долго снимать»

(О ЗАМЫСЛЕ «БЕЛОГО ТИГРА»)

«К созданию этого фильма меня подтолкнула книга Ильи Бояшова «Танкист», в содержании  которой присутствует мистический момент. Это, по сути, фантастический роман, погруженный в реальность войны. Вначале я прочитал очень грамотную аннотацию в «Литературной газете», в ней же прослеживался главный сюжетный ход. Многое мы со сценаристом изменили, буквального следования содержанию книги в нашем фильме нет. В каком-то смысле это вариация на тему "Моби Дика" Германа Мелвилла. Но у нас противостояние человека и явления имеет другой характер. Главный герой в фильме - не  человек, он сам превратился в идею. Он противостоит некой инфернальной силе, воплотившейся в образе вражеского танка. Снимали картину в общей сложности 16-18 недель. Это мало, но я спринтер и не могу долго снимать».

(ОБ ЭВОЛЮЦИИ СВОИХ КАРТИН ОТ ЛИРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ К ДРАМЕ И ТРАГЕДИИ)

«Кино - это жизнь, и с возрастом ее видишь по-другому. Не могу сказать, что я эту эволюцию намеренно культивировал. Раньше я снимал то, что мне действительно интересно. Постепенно меня стали волновать более серьезные темы. Сейчас с удовольствием снял бы легкое комедийное кино. Правда, не знаю, смогу ли - для этого надо иметь определенный внутренний настрой».

(ЧТО БЫЛО САМЫМ ТРУДНЫМ В СЪЕМКАХ «БЕЛОГО ТИГРА»)

«Безусловно, съемки боев. Прежде у меня такого опыта не было, я не снимал военных картин. Когда-то был продюсером «Звезды», но когда сам снимаешь то, что связано с военной спецификой, это совершенно другое».

(БЫЛИ ЛИ МОМЕНТЫ, КОГДА ЖАЛЕЛ, ЧТО ВЗЯЛСЯ ЗА ЭТОТ ПРОЕКТ)

«Я их преодолевал. Эта картина была очень тяжелой. Все время в поле. То жара, то грязь, то по горло в воде - изо дня в день, и в какой-то момент ощущаешь, что твои физические силы на пределе. Возникает одна мысль - скорее бы все это закончилось, хоть как-то. Надо себя сконцентрировать, нельзя поддаваться таким настроениям, иначе можно легко впасть в халтуру».

(ОБ УБЫТОЧНОСТИ БОЛЬШИНСТВА РОССИЙСКИХ КАРТИН)

«Большие американские компании создают прокатчику идеальные условия. Например, в год ему дают восемьдесят картин, он прокатывает и получает свой процент. Все хлопоты, связанные с рекламой и юридическими тонкостями, прокатчика не касаются. Нельзя сказать, что это наш феномен. Это модель взаимоотношений, созданная крупными голливудскими компаниями, очень агрессивно завоевывающими рынок. Существует она повсеместно. С другой стороны объективно и то, что наша киноиндустрия недостаточно сильна и неспособна дать достаточное количество «продукта» приличного уровня. Ну, и третья - это полная открытость нашего рынка. Он абсолютно не защищен. В любой отрасли существуют какие-то ограничения - пошлины на ввоз машин, продуктов, а в кино вообще этого ничего нет. Есть безбрежная свобода рынка. Все страны в разных формах защищают свой рынок. У нас же стоит заикнуться о защите рынка, как  тут же начинается демагогия об ущемлении свободы... Если не будет внятной государственной политики, то так и дальше будет продолжаться. А такой политики нет».

(ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ РОССИЙСКОМУ КИНО)

«Тут палка о двух концах. Практически очень сложно выйти на прокатный рынок, соответственно, все больше кинематографистов понимают бесполезность этой затеи, начинают ориентировать на так называемое «фестивальное кино». Люди понимают, что  даже если  они сделают картину, ориентированную на рынок, то шансы попасть на него призрачны. Режиссер начинает думать о том, как ему занять фестивальную нишу, что гораздо проще. Сегодня фестивальное кино такое, что в широком прокате его смотреть никто не будет. Поэтому у молодых кинематографистов нет подспудного желания снять картину для широкой публики. Мысли заняты другим. Если его возьмут на фестиваль, дадут два приза, и он придет просить в бюджете денег на следующую, и тенденция эта все усугубляет».

(О СИТУАЦИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ)

«Телевидению удалось разорвать этот порочный круг. Был период, когда на наших экранах доминировали иностранные сериалы. Но сейчас телевидение работает со своими кинокомпаниями-производителями, и трансляция зарубежных сериалов не столь интересна. Продукция телевидения ориентирована на широкую публику, они не снимают арт-хаус и заинтересованы в высоких рейтингах. Я это только приветствую. Можно разное говорить о качестве сериалов, но, как видим, по всем каналам идет национальный продукт. Наверняка и сейчас есть замечательные иностранные сериалы, но они не попадают на наш рынок, и никто не кричит об ущемлении свободы. Если бы такая система работала в прокатном кино, не возникало бы нынешних проблем».

(«Известия», 03.05.12)

Последние новости