Владимир Матецкий: «Я не из тех авторов, которые упиваются своим творчеством»
(О СВОЕМ 60-ЛЕТНЕМ ЮБИЛЕЕ)
«По крайней мере звучит внушительно. Но я готов выдержать и формулировку посерьезнее: «пошел седьмой десяток». (Улыбается) Но я ощущаю себя года на 23-24. И это нормальное, недурковатое ощущение».
(О ПЕРВЫХ ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ)
«У меня рано проявились музыкальные способности. И со мной стала заниматься Софья Моисеевна Карпиловская, любимая ученица Елены Фабиановны Гнесиной. Софья Моисеевна была удивительным человеком и потрясающим музыкантом. Многие ее уроки я понял только с возрастом.
В детстве мне было не до них. Я хотел с ребятами во дворе мяч пинать. Но всё же занятия музыкой с этим педагогом сильно повлияли на мою судьбу. Другим не менее важным моментом в моем становлении было знакомство с творчеством группы Beatles. Когда начали выходить их пластинки, мне было 14-15 лет. Переходный возраст, все воспринимается очень остро. И это сочетание классической музыки и песен Beatles вызвали своеобразную химическую реакцию».
(О ЗНАКОМСТВЕ С ПОЛОМ МАККАРТНИ)
«Мое общение с двумя участниками Beatles произошло уже в зрелом возрасте. Я не знаю, как вел бы себя в такой ситуации, если бы мне было лет 16. Маккартни я встретил впервые в 1991 году. Мы говорили о живописи, обсудили фильм «Маленькая Вера», к которому я написал музыку. Я с женой и Пол с Линдой общались в Стокгольме, за кулисами перед концертом. Пол подарил мне пластинки и видео, а Линда оставила для моей жены автограф на своей книге о вегетарианской кухне.
Это был простой человеческий разговор. Пол расспрашивал меня о жизни «за железным занавесом». Я поделился с ним историями из детства. Рассказал, как один из моих одноклассников переснимал фотографии битлов и продавал одну карточку за 25 копеек. А пирожок с повидлом тогда стоил, между прочим, 5 копеек. И как тот же парень из школы уверял меня, что песня «Michelle» посвящена умершей девушке, и Beatles исполняют эту композицию, неся ее гроб. Маккартни долго смеялся».
(О СУДЬБЕ АЛЬБОМА «БАНАНОВЫЕ ОСТРОВА»)
«Выпустить пластинку на «Мелодии» в принципе было огромной проблемой. А уж о том, чтобы написать на обложке «рок-группа», речь даже не заходила. В СССР могли быть только «ВИА». Но мы с Юрой Чернавским все же надеялись, что «Банановые острова» выйдут. Нас даже пригласили исполнить песню «Робот» в «Новогоднем аттракционе».
После выступления все артисты, снимавшиеся в этой программе, в один голос говорили, что это успех. Однако запись номера оказалась на полу в монтажной. Режиссер Евгений Гинзбург вырезал нас - уж не знаю, действовал ли он по собственной инициативе или по приказу сверху. Попытки пробиться на ТВ через союзные республики (а мы с Чернавским ездили сниматься в Минск и Таллин), где цензура была не такой жесткой, также закончились ничем. «Банановые острова» не пропускали. Поэтому альбом стал распространяться подпольно».
(ПОЧЕМУ РЕШИЛ ПЕРЕЙТИ С РОКА НА ЭСТРАДУ)
«Конечно, финансовая сторона перехода присутствовала. Но при этом возник и серьезный вопрос: как зарабатывать деньги и при этом оставаться "с прямой спиной"? Для меня таким ответом стало сотрудничество с Софией Ротару, хотя возникло оно чисто случайно. И, честно говоря, оно не было для меня каким-то крутым поворотом или предательством идеалов. Просто я в тот момент уже понимал силу хита, силу популярной песни.
Значительно позже, общаясь в Лос-Анджелесе с известными авторами, я понял, что жанровый аспект в песне весьма относителен. Главное – это качество. В английском языке есть хорошее слово songwriter - человек, пишущий песни - это как раз про меня».
(ЧТО ИСПЫТЫВАЕТ, СЛУШАЯ СВОИ ПЕСНИ)
«Я не из тех авторов, которые упиваются своим творчеством. Мне интересно идти дальше, делать что-то новое. Когда я где-то слышу свои старые песни, то думаю о том, что в каких-то моментах их можно было бы сделать лучше».
(ОБ УСПЕХЕ ВАЕНГИ, МИХАЙЛОВА И ЛЕПСА)
«Как написал один американский музыкальный критик, успех любого артиста – это туман и зеркала. Туман – это такие элементы, как антураж, образ, ну и, конечно же, посыл, который содержат слова песен. Ну а зеркало - это отражение сегодняшнего среза нашей жизни. Думаю, тут всё понятно. И надо отдать должное всем троим, к своей славе эти исполнители шли годами, это не выпускники «Фабрики звезд».
(ОБ ИНТЕРНЕТ-СЛАВЕ)
«Да, это особый революционный момент в истории развития музыки. Сегодня человек записывает на мобильный телефон свою песню, выкладывает ее в интернет, получает 2,5 миллиона просмотров, и вот он популярен. Но надолго ли? На ум приходит фраза Энди Уорхола: «Любой в 21 веке сможет стать знаменитым, но только на 15 минут».
(О ШАНСАХ «БУРАНОВСКИХ БАБУШЕК» НА «ЕВРОВИДЕНИИ»)
«Мне очень нравится, что их выступление вызывает улыбку, положительные эмоции. Нравится, что в номере присутствует элемент народной музыки. Правда, есть и большой минус – это уже было. Мы видели трио «Булгарка» и другие подобные коллективы. Так что шансы «бабушек» на победу – 50/50».
(О ПЕРСПЕКТИВЕ СДЕЛАТЬ ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР)
«Действительно, была мысль делать творческий вечер на 50-летие. Так вот, за прошедшие годы финансовая ситуация в мире изменилось не в лучшую сторону (смеется). Но не это главное. Сейчас я уже не хочу творческого вечера. Просто понял, что когда-то, на счастье или на беду, я не пошел на сцену, как мои коллеги-композиторы Игорь Николаев и Слава Добрынин, и не стал исполнять собственные песни.
Так что сегодня мой концерт состоял бы на 100% из приглашенных исполнителей. А если бы София Ротару в силу своей занятости не смогла бы выступить, как бы я выглядел в глазах зрителей?»
(О СЕКРЕТЕ ТВОРЧЕСКОГО ДОЛГОЛЕТИЯ РОТАРУ)
«Ротару человек с феноменальной энергетикой. И в ней есть человеческий стержень, держащий ее во всех сложных жизненных коллизиях. А в музыке ей очень помогают народные корни - они тоже всегда поддерживают ее в трудную минуту, являются мощным "репертуарным поплавком". Она большой молодец. А как выглядит - просто девочка (смеется)».
(О МЕЧТАХ)
«Мои мечты лежат скорее в человеческой плоскости, а не в творческой. Они связаны с семьей, со здоровьем близких, с судьбами детей. Дочь Маша, хоть и занималась музыкой, выбрала себе модную нынче профессию пиар-менеджера. Сыну Лёне сейчас 11 лет. Он занимается на фортепиано. Даже исполнил с оркестром тему из «Маленькой Веры» для документального фильма "имени меня". Станет ли он музыкантом, не знаю».
(ПИШУТСЯ ЛИ НОВЫЕ ПЕСНИ)
«К счастью, пишутся. В последнее время работал с совсем новыми для меня исполнителями, такими как Тамара Гвердцители, Сергей Мазаев, Вика Цыганова, Александр Маршал, группа Couple. Надеюсь, что к концу года начнем делать новый материал с "Машиной времени". Да вот и вы меня натолкнули на мысль - а не сделать ли что-то интересное для Ротару. Надо подумать, почему бы и нет (смеется)».
(«Комсомольская правда», 14.05.12)