Алексей Айги: «Что хорошего можно сказать по поводу прогресса?»
(ПОЧЕМУ ЕГО ГРУППА «4:33» ДЕВЯТЬ ЛЕТ НЕ ВЫПУСКАЛА АЛЬБОМА)
«Тут несколько моментов. Первый — мы сменили барабанщика, а это всегда тяжелое испытание для группы. Второй — было много проектов в кино, и руки как-то не доходили. Третий — музыка сочинялась медленнее. До этого были диски, которые писались совсем просто, — хотелось сделать диск, я мог за неделю все сочинить, как-то легко музыка шла. А тут не хотелось забивать альбом абы чем, хотелось сделать хорошую программу — оттого и долго. Ну и четвертый — факторы, которые от нас вообще не зависели. Диск был очень дорогим в производстве, мы писали его на «Мосфильме», в оркестровой студии, где по времени все дико ограничено, и два с половиной года ушло просто на запись. Уже начали сводить — у звукорежиссера появились сложности, потом я просто «завис» на записи скрипки. Плюс еще был легкий момент разочарования в том, что людей уже компакт-диски совсем не интересуют. Поэтому мы и сделали альбом, когда уже созрело что-то такое, что нельзя было не зафиксировать. В общем, это как с падением самолета — никогда нет одной четкой причины, если только летчик не нажрался. (Смеется.)»
(ПОЧЕМУ НОВЫЙ АЛЬБОМ «HARD DISC» СЕРЬЕЗНЕЙ ПРЕДЫДУЩИХ РАБОТ)
«Ну да, пожалуй. Ну надо в какой-то момент почувствовать себя большим художником и записать серьезный альбом. (Смеется.) Хулиганство остается на концертах, но люди же растут; группе 18 лет уже. Хотя тот же «Mix» уже не назвать веселым альбомом, мне кажется. Да и «Таксидермия» совсем не шутка. В «Hard Disc» нам хотелось максимально передать концертное ощущение — именно энергетически. Вот эту мощь транслировать. На всем альбоме, может быть, один номер под клик записывался, все остальное — лайв. Где-то даже форму особенно не просчитывали: вот там есть один номер на 10 минут — как понеслось, так и понеслось».
(ОБ ИМПРОВИЗАЦИЯХ)
«Нет, ну оркестру музыка, конечно, написана, он не импровизирует. Но номер, где все прописано от начала до конца, на альбоме всего один. И я там, кстати, не играю. Ноты себе я никогда в жизни не прописываю. А все остальные вещи как раз выращивались на концертах. То есть всегда есть какие-то отправные точки, какие-то заранее понятные переходы, но свободное место остается — и там может появиться тромбоновое соло, труба, еще что-то».
(ЗАЧЕМ ДЛЯ ЗАПИСИ ПОНАДОБИЛСЯ ОРКЕСТР)
«Хочется ответить так: все группы, которые выходят в тираж, будь то Metallica или Guns'n Roses, должны в конце концов поставить себе надгробие и записать диск с оркестром. (Смеется.) Все произошло так: один из номеров этой программы, который в итоге на диск не вошел, я использовал для музыки к фильму «Тропический Молох», снятом в Гаити, и мы его записали с оркестром. И как-то это вдруг неожиданно хорошо зазвучало — то, что заложено в музыке, чуть больше проявилось. Решили и для всего остального тоже его использовать. А почему именно Musica Viva… Ну потому что среди камерных оркестров у нас это один из лучших по качеству. Плюс я с ними постоянно работаю на кинопроектах, там достаточно молодые участники, некоторые даже к нам на концерты ходят — то есть у нас с ним хорошие отношения. Оркестры не всегда любят дирижеров, а тут я дирижирую, и вроде они меня не гонят».
(О РАБОТЕ В КИНО)
«Бывает такое, что делаешь то, что тебе не дико нравится. А бывает, что фильмы меняют и твою музыку, и твою жизнь. Самый простой пример — «Страна глухих». Понятно, что на одних концертах не проживешь, но я не скажу, что кино — это только ради денег. Это все-таки важная часть жизни. Каждый фильм тебя чему-то учит, вытягивает из тебя новые соки. Когда много играешь концерты — интересно потом что-нибудь написать для кино, и наоборот».
(ОБ АЙПОДАХ И МР3)
«Нет, ничего у меня нет. Да что вообще хорошего можно сказать по поводу прогресса? Остается только тихо сокрушаться, что почти не осталось физических носителей — все-таки для меня и для практически всех моих знакомых музыкантов это важный момент. Когда музыка зафиксирована на физическом носителе — она существует. А когда она на бумаге или где-то в воздухе, это все еще какой-то набросок. Нет, с этим ничего не поделаешь, но жалко. Сам я по-прежнему покупаю компакт-диски — но намного меньше, чем раньше. У меня с давних времен на полках десятки дисков лежат нераспечатанными — по пять, по десять лет. Вообще, когда занимаешься своей музыкой, на чужую времени не остается».
(О СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ)
«Ну я небольшой специалист по современным тенденциям. В глобальном плане ничего хорошего не происходит, мне кажется. Наверное, есть очень много хорошей музыки, о которой мы никогда не узнаем, потому что люди публикуют ее где-то в интернете и работают на свою узкую аудиторию. А то, что на полках в магазинах лежит, обычно звучит стандартно — и это грустно. Для себя я в последнее время слушаю женскую музыку. Певиц. От Бьорк начиная и дальше. Вот позавчера купил заново два диска Лхасы, которые потерял где-то, она мне очень нравится. Ну и вот эта новая женская волна — наша девушка из Нью-Йорка, например, как ее? Регина Спектор, да. Во Франции есть прекрасная певица Камилль. Слушаю женщин, так как мужчин слушать невозможно. Вот пытаешься послушать рок-музыку современную, говорят тебе — это новое веяние… Какие сейчас самые модные английские рок-группы? Включаешь — и оказывается, что все то же самое было в 86-м году, только мелодии были лучше и интереснее. В этом смысле полная засада. А если говорить про классическую музыку, я слушаю много того, что и раньше слушал. Пелециса, например. Малера, Шуберта, Баха, старинную музыку. Авангард вот слушать практически перестал — лежит нераспечатанным. Потому что скучно. За 30–40 лет ничего не изменилось. Не хочу ни в кого кидать камни, но все идеи отработаны. И с минимализмом то же самое — самые лучшие произведения уже написаны, какие-нибудь «Different Trains» Стива Райха или что-то Терри Райли. Я был как-то не так давно на концерте Kronos Quartet — им уже играть совсем нечего, они ищут музыку в Индонезии, на островах Зеленого Мыса. Но чем дальше они углубляются, тем больше это уже похоже на такую музыкальную этнографию».
(ВОЛНУЕТ ЛИ ЕГО ПРОИСХОДЯЩЕЕ В СТРАНЕ)
«Ну да. Я ходил! (Смеется.) Волнует, волнует, к сожалению. Только о том, что будет дальше, думать не хочется. Потому что мысли возникают только плохие».
(afisha.ru, 23.05.12)