Эдита Пьеха: «Злые люди очень быстро стареют, а я не злая»

(О СЬЕМКАХ В ПОЛЬШЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА О НЕЙ)

«Этот документальный фильм выйдет к моему юбилею 31 июля. Режиссер и оператор отвезли меня в Богушув, город, где я ходила в школу. Потом был педагогический лицей Валжбихе, а в 1955 году я уехала в СССР. Мы в фильме вспоминали мою жизнь в Польше. И, если честно, возвращение на родину было очень грустным. Потому что нет в живых мамы, почти не осталось школьных подруг. Я посетила мамину могилу, заказала мессу в костеле в память о своих близких людях, встретилась с теми, кто со мной учился и пока еще жив. Не скажу, что мы много говорили и вспоминали. Мне практически не с кем уже вспоминать прошлое».

(О ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ)

«Солнце, ослепительное солнце. И тишина вокруг. В Польшу я попала после Франции, а там бомбили и расстреливали. Это был 1946 год, я упивалась тишиной, слушала ее, как музыку. Пошла в школу в третий класс, мне было очень трудно, потому что польский язык почти забыла. Но это было неважно, ведь я выжила! На мое счастье, в школе была учительница, которая меня опекала. А когда я поступила в лицей, говорила уже бойко, стала хорошо учиться и закончила его с отличием. Это и решило мою судьбу — я уехала в Ленинград в институт и не знала тогда, что это навсегда».

(КАК БЫ СЛОЖИЛАСЬ ЕЕ ЖИЗНЬ, ОСТАНЬСЯ ОНА В ПОЛЬШЕ)

«Думаю, моя жизнь в Польше сложилась бы так же, как у одноклассниц, с которыми я пообщалась. Я была бы одной из старушек-пенсионерок. Иногда встречалась бы с подругами за чашкой кофе, и — все! Не знаю даже, вышла бы я замуж или нет. Но судьбе было угодно, чтобы я уехала. К слову, у моей мамы было предчувствие. Когда я садилась в поезд, она вдруг сказала: «Домой ты не вернешься». Она поначалу очень переживала, как я там одна, в чужой стране. Но потом, когда она услышала, как Сан Саныч Броневицкий играет на пианино, мама нас благословила: «Я спокойна за тебя, твой муж музыкант, а музыканты хорошие люди!» Она полюбила Сан Саныча, хотя отношение к русским у поляков было всегда настороженным».

(О ЛЕНИНГРАДЕ)

«Ленинград с первой минуты, как я в нем оказалась, стал городом мечты. Я долго не верила, что вправду живу здесь, щипала себя, глядя на Эрмитаж из окна общежития на Мытнинской набережной. Гуляла ночами по улицам и не верила, что провинциальная шахтерская девчонка попала в такую сказочную красоту. Это было как во сне. Но потом я проснулась, влилась в жизнь, стала выступать перед публикой. А Ленинград-Петербург все равно не разлюбила. И когда меня спрашивают, где моя родина, я отвечаю: здесь. Здесь мой дом, здесь появились мои дети, внуки, здесь у меня все друзья, все самое дорогое.

…Когда я приехала в Петербург, то не заметила ни сырости, ни темноты, о которых многие почему-то говорят. Ведь я выросла на севере Франции, откуда уезжала с туберкулезом, вот там жуткий климат. И если бы не солнечная Польша, я, может, и не выжила бы. В память о Франции у меня остались на всю жизнь рубцы на правом легком. С двух до девяти лет я ничего не видела, кроме сырости, грязи, холода и маминых слез, потому что она похоронила сначала моего отца, а потом брата. Бомбежки, расстрелы — все это было очень страшно. И вдруг — Польша с ее ярким солнцем и хвойными лесами. Мой туберкулез прошел. Я спаслась благодаря тому, что отчим был коммунистом. И хотел уехать из «капиталистической» страны. Потом он сказал, что французские шахты ни чем не отличаются от польских. Там эксплуатируют и тут эксплуатируют».

(ПОЧЕМУ ТАК И ОСТАЛАСЬ КАТОЛИЧКОЙ, НЕ ПРИНЯВ ПРАВОСЛАВИЯ)

«Вера — как польская кровь, которая течет в моих жилах. Это то, с чем человек рос, что впитал в себя с материнским молоком. Все мои родственники были католиками. И для меня это незыблемо. Я поменяла гражданство, но это просто паспорт, а не национальность и не вера».

(О ПОЛИТИКЕ)

«Моя трибуна — это сцена. К людям я выхожу, чтобы дать надежду, а не за тем, чтобы они вступали в ту или иную партию. Политика не для меня. Потому что люди, занимающиеся ею, способны на все. Они не гнушаются средствами, чтобы заполучить власть. У меня другие жизненные принципы».

(О СВОЕЙ ЖИЗНИ)

«Я не существую, я живу. А живой человек, как растение, не засыхает. Вместо воды и дождей меня подпитывают хорошие эмоции. Злые люди очень быстро стареют. Я же не злая. У меня в песне поется: «Помню только хорошее я всему вопреки».

(О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ)

«Раньше, до перелома ноги, я каждое утро ходила 10 км по лесной тропинке вместе с собаками. Сейчас, конечно, так не могу. Зато могу покрутить педали на домашнем велотренажере. Правда, нога иногда начинает кричать: «Учти, я больная!» Приходится с ней считаться. Потому что ей досталось, колено сильно раздробило. Но ничего, это испытание, которое мне нужно было пройти. Я же могла сдаться, лечь, потерять себя. Если бы я не тренировалась, то вряд ли бы вышла еще на сцену. Доктора прикрепляли к ноге электрод, чтобы заставить ее работать и не дать атрофироваться мышцам за два года бездействия. Но сейчас все в порядке. Я могу ходить, правда, не на такие большие дистанции, как раньше».

(О СОВРЕМЕННЫХ КУМИРАХ ПУБЛИКИ)

«Каждому времени — свои кумиры. Может, люди устали слушать серьезное и духовное? Им захотелось простых песен. Многим пришлись по душе Стас Михалов и Елена Ваенга. Но это не значит, что они нравятся всем. Время покажет, насколько их талант долгоиграющий. Мне все-таки кажется, что скоро появятся новые звезды. А сегодня — дай им Бог! Думаю, к Стасу Михайлову тянутся надолюбленные женщины, а Ваенгу любят потому, что она себя просто держит, людям это нравится».

(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ БОГАТОЙ)

«Я живу в достатке, не больше того. Но я знаю, что такое голод, и знаю, что такое кутить… Помню, когда я стала получать большую стипендию в институте, я ее налево и направо тратила, потому что дорвалась наконец-то до собственных денег. Сейчас я живу, обеспечивая свой дом, собак, участок. По весне мне помогают ухаживать за огородом, это тоже определенные затраты. У меня не растут картошка и морковка, у меня высаживаются красивые клумбы, и получается такой маленький Версаль. Я радуюсь той красоте, которую вижу, когда просыпаюсь, на это все нужны деньги, и я их зарабатываю. То, что получаю за выступления, не умопомрачительные суммы, но они обеспечивают мне комфортный образ жизни. У меня по-прежнему есть две помощницы, которым нужно платить зарплату. Управляющая делами Нина Вячеславовна и мой кулинар Верочка, которая со мной уже больше сорока лет. Это наш дом, наши собаки, наши клумбочки, наш лес, наши птички, для которых висят кормушки на каждом подоконнике. И наш рай, на поддержание которого в порядке требуются энные суммы».

(«Московский комсомолец», 31.05.12)

Последние новости