Святослав Вакарчук: «Политических причин не писать на русском языке у меня нет»

(О МОДЕ НА СУПЕРГРУППЫ)

«Так идея расхожая не потому, что это модно, а потому что музыкантам, которые находятся на каком-то уровне, хочется чего-то иного. Очень часто потребители музыки не могут понять одну простую истину: большинство творческих людей делает все для себя. А аудитория почему-то считает: «Вот как же так-то? Я же, слушатель, есть! Я же это уже слышал!» Да кто сказал, что это сделано для тебя?! Другой момент, если это сделано для себя искренне, с любовью, это обязательно найдет отклик в чьих-то сердцах, глазах, ушах».

(О ЛЮБИМОЙ СУПЕРГРУППЕ)

«Я много слушал Them Crooked Vultures дома, но не могу сказать, что они моя любимая группа. Если так говорить, то у Фрэнка Заппы всегда была супергруппа, потому что в Mothers Of Invention всегда играли супер-профессиональные музыканты; Led Zeppelin сами по себе были супергруппой. Вообще-то, когда-то под «супергруппой» подразумевалось не совсем то, что мы сейчас с вами имеем в виду: не то, что там много известных музыкантов из разных групп, а что там много виртуозных музыкантов, которые очень хорошо владели своими инструментами. Пик такой музыки приходился на начало 1970-х годов, когда появились Led Zeppelin, Cream, а потом и арт-рок  – Yes, Genesis, King Crimson».

(ОБ ОДНОВРЕМЕННОЙ ЗАПИСИ ВСЕХ ИНСТРУМЕНТОВ)

«Наш способ записи вовсе не необычный, просто сейчас это редкость. Надо иметь очень качественную студию и тщательно продуманные партии, чтобы с первого дубля сесть и записать все вместе, как Led Zeppelin или как Beatles времен первых альбомов, когда они еще не начали экспериментировать с наложениями. Когда пишешь все вместе — в этом есть тайна, ты можешь хуже с точки зрения исполнения сделать, но зато атмосфернее, интереснее».

(О ЗАПИСИ ПЕСНИ «AIRPLANE» НА АЙФОНАХ И АЙПАДАХ)

«Есть такая версия песни (правда, не на альбоме), в клипе можно увидеть ее. Нас тут же обвинили в том, что получился продакт-плейсмент Apple, но, слушайте, мне нравится эта компания, у нас все пользуются этими гаджетами, почему я должен от них отказываться?»

(МОГУТ ЛИ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЗАПИСИ СРАВНИТЬСЯ С РЕАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ)

«Самое смешное, что при невнимательном прослушивании — да. Казалось бы: ты тратишь огромные деньги на запись, студию, а тут — такое. Но, конечно, серьезного звука добиться нельзя, эстетики нет, и заложенные паттерны предсказуемы».

(ПОЧЕМУ НЕ ПИШЕТ ПО-РУССКИ)

«Пока не пишется. Никаких других причин — условно говоря, политических — нет. Я и на английском-то не шибко люблю писать, для меня это не так легко. Просто английский — это тот язык, на котором я вырос в музыкальном плане, а из русской музыки я до 20 лет ничего не слушал, только Высоцкого — это раз. Второе — в силу того, что за русским языком стоит очень сильная литературная история бытует мнение, что текст — основа всего. Слушаю Высоцкого или Земфиру, Сашу Васильева — и понимаю, что я так по-русски не напишу, потому что я на нем так не чувствую. А в западной традиции, по моему мнению, текст никогда не имел такого смыслового значения, там фонетического и энергетического намного больше. Все это продиктовано старой блюзовой традицией, пошедшей от темнокожих музыкантов, которые пели скорее эмоции, чем текст. То, как они это делают, выходит на первый план. Как у Джеймса Брауна: две строчки про «Get Up» –  и все, этого достаточно».

(КОГО ИЗ РУССКИХ МУЗЫКАНТОВ СЛУШАЛ)

 «Кино», но не так чтобы фанател или покупал. Вокруг слушали, и я тоже брал и знакомился. Еще была у меня пластинка группы «ДДТ»  «Я получил эту роль», помню как раз эту песню, там была флейта, и она мне очень нравилась. Еще до сих пор помню свое первое впечатление от советской музыки: когда я был маленький, мы с мамой были в магазине, и там играла песня Анны Герман «Незнакомая звезда». Я толком не помню, слышал ли я ее потом еще раз от начала до конца, но тогда я услышал ее, запомнил мелодию, и частично текст. Мне было лет 7; не знаю, как так получилось».

(О ТЕКИЛЕ) 

«У меня товарищ из Калифорнии иногда привозит нам текилу, которую мы называем контрабандной. Она, конечно, никакая не контрабандная, покупается в магазинах, но дальше Калифорнии никуда не доезжает; свежая, ничем не консервированная, кустарных брендов, и такая вкусная! Ее можно выпить очень много, что опасно: ты пьешь, пьешь, пьешь, а потом вдруг в один момент понимаешь, что совершенно пьяный. Текила, как и вино, почему-то действует больше на ноги, чем на голову. С вином у меня была такая история: мы сидели в друзьями, играли в какую-то настольную игру, пили вино. И вот я встал, и понял, что не могу идти. Вообще. Хотя абсолютно нормально себя чувствовал, все понимал, в голове полный контроль над своим состоянием, только идти не могу — очень  интересная ситуация».

(СКОЛЬКО ДЕНЕГ НУЖНО ЕМУ ДЛЯ СЧАСТЬЯ)

«Деньги — очень условное понятие. И их — традиционно для людей, которые не лишены материальных позывов, — никогда не бывает достаточно. Для богатых людей их мало, потому что им не хватает строчек в журнале Forbes, здесь включаются амбиции. Другим не хватает, потому что им не за что купить хлеб. Надо научиться с деньгами говорить расслабленно, как будто это твой хороший знакомый, с которым у тебя все хорошо, и без которого в принципе можно было бы прожить, но неплохо, если бы он был рядом. Быть рабом денег — унизительно, не замечать денег вообще — значит, лишать себя каких-то вещей. Возможно, со мной поспорят любители дауншифтинга и многолетних медитаций в монастырях, скажут, что я неправ, но я материальный человек: я люблю путешествовать, видеть что-то новое, познавать мир, в том числе материальный. Главное, что дают деньги — уверенность в завтрашнем дне, и мне она нужна. Вот ты сидишь с друзьями, и вы все думаете: «А не поехать ли нам завтра в Лондон?!» – это важно. Важно даже не столько туда поехать, сколько знать, что ты можешь туда поехать — это свобода. Для меня она — одна из самых фундаментальных ценностей.

Я никогда не хотел бы оказаться в ситуации, когда деньги есть, а ты не знаешь, куда их потратить, и кончатся ли они вообще. Я таких людей знаю, и даже лично, но мне кажется, что счастье не зависит от материального положения никак: я видел мультибогатых самодостаточных счастливых людей, бедных счастливых людей, несчастных богатых, несчастных бедных. Деньги и счастье понятия не коррелирующие, но иногда помогающие иногда друг другу. Например, если кому-то нужна операция, которая стоит сто тысяч долларов, и у человека они есть, операция сделана, она спасла жизнь — вот оно, счастье. С другой стороны — вот ты влюбился в девушку, ты какой-то ценой купил ее расположение, как-то смог на ней жениться, сделать ее своей женщиной, но разве ты будешь счастлив от того, что она твоя, но знаешь, что она тебя не любит? Наверное, нет».

(ЧТО ДЕЛАЕТ ЕГО СЧАСТЛИВЫМ)

«Фундаментальные ценности: свобода распоряжаться собой, свобода выбора, человеческое отношение, доверие, любовь. Но есть и важные мелочи, которые могут просто поднять настроение: интервью хорошее, вкусная еда (в Тель-Авиве недавно, например, хумус — я давно такого не ел!), хорошая песня, хороший концерт, когда выиграла в футбол любимая команда, ощущение близкого отпуска, как сейчас, —  я через два дня еду отдыхать, и поэтому сижу счастливый как слон».

(Interview, 14.06.12) 

Последние новости