Иван Дорн – «Co’n’dorn» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в мае.
Иван Дорн стал одной из причин закрытия премии «Муз-ТВ». Удивление общественности по поводу его непобеды в номинации «Прорыв года» сначала выразилось в коллективном вздохе «Олимпийского», а потом в многочисленных публикациях в твиттере, фейсбуке и прессе. Тарелочка ушла другому украинскому артисту Максу Барских, который тоже талантливый, но не орел. А вот в том, что Ванька наш Дорн точно орел, на момент выхода его дебютного альбома, по времени почти совпавшего с пресловутой церемонией «Муз-ТВ-2012», не сомневался почти никто: хайп вокруг его имени заметно опережал даже реальные музыкальные достижения Дорна, причем это было похоже не на шумиху по поводу какого-нибудь «хипстерского» однодневного героя, а на заявку на настоящую народную любовь, выражающуюся в форме массового психоза.
Вашему рецензенту часто бывает интересно, почему милые симпатичные музыканты не находят никакого отклика у широких зрительских масс, хотя, казалось бы, их творчество кажется вполне перспективным в этом отношении. Примеров обратного рода, когда по вполне банальному проекту массы начинают вопреки здравому смыслу сходить с ума, гораздо меньше, но этот феномен не менее интересен. В случае Ивана Дорна – что называется, ничто не предвещало. Участие в так толком и не раскрутившейся группе «Пара нормальных». Дебютные сольные песни – приятные и качественно сделанные, но не особенно цепляющие, скорее фоновые. «Гомоэротический» фасон футболки, надетой для выступления в «Вечернем Урганте». Вычурное название первого альбома, в котором два диска, причем бонусный полностью посвящен необязательным и запоротым версиям песен. Все это типичный набор атрибутов культового, нишевого артиста. Где тут предпосылки для настоящего, а не «музтэвэшного» прорыва года?
Предпосылок нет, а прорыв налицо. Альбом «Co’n’dorn» странно рекомендовать в качестве «лучшего диска-2012», однако он явно обязателен для прослушивания, и велика вероятность, что пластинка задержится в вашем плеере надолго. Иван Дорн не сделал ничего новаторского, но интуитивно сложил очень верный пазл из носившихся в воздухе кусочков. Тут и фанк образца Jamiroquai, и арэнби с человеческим лицом, и лукавые тексты с трудноуловимым смыслом. Тут и обволакивающий саунд, который, когда он в сговоре с хитовой мелодией, как в песне «Город», совершенно лишает слушателя воли к сопротивлению. Тут и «лайтовая» версия диско, и лаунж с чилл-аутом, и «Океан Эльзы» с «Бумбоксом», и даже Сергей Васильевич Челобанов. Тут и подчеркнутое нежелание подстраиваться под убогие поп-форматы. У Дорна были все шансы остаться любимцем двухсот продвинутых слушательниц, как это произошло, например, со многими easy listening-проектами, пестуемыми лейблом «Снегири». Вместо этого на его концерте-презентации в зале едва не выносят двери, а «статусные» поп-звезды, вот увидите, вскоре начнут предпринимать попытки написать что-нибудь «под Дорна». Рискну предположить, что у них не получится быть естественными при исполнении этого репертуара – а у Ивана получается.
В чем же причина взлета Дорна? Качественная музыка, необычность, естественность – все это причины необходимые, но не достаточные. Главное – он точно попал в свое время, когда вечные «Фабрика звезд» и Киркоров с Биланом надоели до колик, когда навязанные продюсерами проекты вызывают смех и жалость, когда востребованными оказались именно такие песни, как у Ивана: независимые, свободные от условностей, легкие и позитивные. Хотя не знаю. Может, он просто подсыпает в свою музыку приворотные наночастицы.
Алексей Мажаев, InterMedia