«Четвертое измерение»: Вэл Килмер, Перельман и олени ***
Пресс-показ альманаха «Четвертое измерение» («The Fouth Dimension», США-Россия-Польша, режиссеры - Хармони Корин, Алексей Федорченко, Ян Квечински, в ролях - Вэл Килмер, Игорь Сергеев, Дарья Екамасова, Александр Блинов, Ольга Гиреева) состоялся 20 июня в рамках 34-го ММКФ в кинотеатре «Художественный».
Киноальманах «Четвертое измерение» создан при поддержке хулиганского журнала Vice и «пивного спонсора», увлекшегося независимым кино, - Grolsch Film Works. Это их первая совместная инициатива, и, несмотря на все опасения, этот сборник работ, объединенных одной темой, оказался довольно любопытным.
Если верить пресс-релизу, то сначала всем режиссерам был выслан некий «удивительный и даже немного сумасшедший» креативный бриф, составленный Энди Моретти (Vice Films, креативный директор проекта). В брифе, помимо прочего, имелись следующие условия: «это будет лучший фильм, который вы когда-либо снимали», «вы должны забыть все, что когда-либо делали», «герой должен быть вынужден что-то делать», «еще ваш герой будет насвистывать», «а еще у героя недостает зубов» «и он отвратительно учился в школе», «герой ужасно шутит. Ужасно, но смешно». Вот такой вот креатив.
Предполагалось также, что режиссеры в своих фильмах должны были объяснить, что же такое это «четвертое измерение», где оно находится, как выглядит. Забежим вперед и скажем, что худшее в этом проекте – как раз эта вымученная, высосанная из пальца концепция. Кажется, даже сами режиссеры не приняли ее всерьез.
Альманах предваряют цитаты из Эйнштейна, Эйзенштейна и фильма «Назад в будущее».
Первую (возможно, лучшую) новеллу снял вундеркинд и идол американского инди Хармони Корин. Нашим зрителям он известен благодаря сценарию к нашумевшим «Деткам» Ларри Кларка (1995) и собственным работам – «Гуммо» и «Мистер Одиночество».
В открывающей альманах новелле Вэл Килмер играет своего рода проповедника некоего «Общества Лотоса», который встречается со своими последователями в забегаловке и устраивает своего рода сеанс одновременной психологической помощи страждущим: «Вельвет убил Элвиса! Не носите вельвет!», «Любовь – это хардкор!», «А четвертое измерение – сахарная вата!». Короткометражка Корина выполнена в DIY-эстетике: камера с плеча, минимум искусственного освещения, никакого саундтрека – и этот минимализм вкупе с кликушеством Килмера оставляет сильное впечатление. Особенно, если учесть, как быстро сам Килмер превратился из секс-символа в обрюзгшего пьяницу-раздолбая.
Новелла Федорченко («Первые на Луне», «Овсянки») называется «Хроноглаз». Главный герой – гениальный математик Григорий (Игорь Сергеев), отказавшийся от премии в миллион долларов, – пытается проникнуть в прошлое при помощи своего изобретения. Однако ему постоянно мешает громкий «умц-умц», доносящийся из квартиры соседки (Дарья Екамасова).
Кажется, именно Федорченко не только серьезнее и буквальнее всех подошел к теме, заявленной продюсерами, но и попытался привнести русскую, простите, духовность и артхаусность. Его часть выглядит самой тяжеловесной, хотя порой она довольно остроумна.
Ян Квечински – дебютант из Варшавы, ранее занимался клипами и пока еще не дебютировал в полном метре. «Олени» - его предапокалиптическая фантазия о наводнении в Польше – не очень приятно воздействует на зрителя, пробуждая в нем тревожность (опустевшие улицы), легкую тошноту (молодые отморозки веселятся и дебоширят) и предчувствие смерти. Картинка «Оленей» «вылизана», пейзажи ярки, а появляющиеся в финале олени – то ли лошади всадников Апокалипсиса, то ли ангелы, то ли и впрямь проводники в «четвертое измерение».
Денис Шлянцев, InterMedia