«Духless»: в поисках духовности ***

Пресс-показ фильма «ДухLess» (Россия, 2012, режиссер - Роман Прыгунов, в ролях - Данила Козловский, Артем Михалков, Михаил Ефремов, Мария Андреева, Артур Смольянинов, Мария Кожевникова, Сергей Белоголовцев) состоялся 21 июня в рамках 34-го ММКФ в кинотеатре «Художественный».  

«ДухLess» стал фильмом открытия 34-го Московского международного кинофестиваля. Подразумевалось, наверное, что приглашенные на столь пафосное мероприятие селебритис испытают некое подобие «стокгольмского синдрома», задумаются о тщете всего сущего, о «сик транзит глория мунди», духовно переродятся и вместо того, чтобы нюхнуть привычную дорожку кокаина, прямиком с красной дорожки рванут в детдом помогать сиротам или умирающим от рака.  

В свое время почти что автобиографическая «повесть о ненастоящем человеке» авторства Сергея Минаева наделала много шума. Особенную ненависть у эстетов вызывали сравнения «ДухLess» с «Generation П» Пелевина. Что ж, формально – если не вдаваться в глубины подтекстов и бездны смыслов, а также обреченное на неудачу сравнение литературных талантов – эти сравнения имеют право быть.

Попытка нарисовать портрет целого «поколения офисного планктона» посредством рассказа о жизни топ-менеджера Макса Андреева (как обычно, блестящий Козловский), чья «жизнь удалась!». На работе у Макса все до поры до времени «оукей», он метит на место спивающегося начальника (вы будете смеяться, но его играет Михаил Ефремов), плетет интриги против коварного француза из другого отдела и продает рискованный инвестиционный проект «Рай для миллионеров».    

Но пустоту в душе не залить 12-летним Dewars и не засыпать коксом и сексом с моделями, поэтому он влюбляется в Юлю (Мария Андреева), молодую революционерку из группы «Краски» (не путать с поп-группой «Краски») и, само собой, вегетарианку с Богатым Внутренним Миром и модным мотороллером.

Когда все начинает рушиться, Макс пытается побывать по ту сторону баррикад, но не очень успешно. «Вы работаете на очко!», «Вы просираете жизнь!» - так отзывается о клерках пламенный революционер Авдей (Артур Смольяниинов). «Революции нужны мученики, а не клоуны», - парирует Макс. И проходит обряд духовного очищения/перерождения в мусорном баке.  

Третий фильм Романа Прыгунова (после «Индиго» и «Одиночества крови») – совершенно нестыдный продукт. Он бодро снят и столь же бодро (будем пионерами и введем новый термин по аналогии с клиповым – «кокаиновый монтаж») склеен. В нем много клубного «умц-умц», еще больше мата и наркотиков, не случайно фильм снят при поддержке прачечной, простите, Министерства культуры РФ. Имеются даже неплохие шутки («вы, питерские, вместо «бля» употребляете «духовность»), а в сцене, в которой Максу в наркотическом угаре является не-скажем-кто в облике Супермена, и вовсе вызвала бурные и продолжительные аплодисменты в зале.

Но как же чудовищно – на 5-6 лет - запоздал весь этот «ДухLess»! Его дидактичность, упрощенность, неприкрытый идеализм – причем с обеих сторон – не на шутку раздражают. Проблемы сильных мира сего не трогают обычного зрителя, а столкновения «экологических радикалов» с омоновцами в Столешниковом переулке выглядят столь же нелепо, как топ-менеджер, засыпающий в мусорном баке.

Денис Шлянцев, InterMedia 

Последние новости